Отзыв

Психотерапевтические методы в отделении

Психотерапевтическая помощь в отделении осуществляется в индивидуальном и групповом форматах.

Почему группа?

  • Когда на ваши слова, чувства, действия реагируют несколько разных людей, это оказывает намного более сильное воздействие, чем реакция одного человека. Это помогает лучше понять себя и свои отношения с другими людьми, реальнее увидеть последствия общения с ними. Группа является зеркалом, в котором можно увидеть свои отношения с людьми в реальной жизни.
  • К чему стремится групповая психотерапия? Она старается поощрять рост личности, реалистичнее понимать себя и других, решает личностные и межличностные проблемы.
  • Как работает группа? Успех работы зависит от нескольких факторов. Основные из них: взаимодействие участников группы, атмосфера безопасности и доверия, участие в группе людей с разным жизненным опытом, общие цели группы, участие квалифицированных терапевтов, договоренность всех участников придерживаться определенных правил.

Групповая психотерапия

Что такое групповая психотерапия? Это такой вид психотерапии, когда жизненными трудностями нужно делиться не только с психотерапевтом, но и с другими людьми в группе, когда открыто обсуждают все, что происходит в группе между участниками. Часто обсуждаются такие темы, как характер отношений с другими людьми, проблемы в выражении чувств, отражение жизненных проблем в группе. Здесь можно открыто говорить о таких сложных чувствах, как одиночество, изоляция, отчужденность, злость, терпимость и нетерпимость, отчаяние, чувство страха, вины.

Психообразовательная группа

Психообразовательные группы для пациентов проводятся ежедневно по 30-45 минут, количество групп – 10. Наряду с лекционным материалом, представленном для пациентов в наиболее доступной форме, на психообразовательных группах уделяется большое внимание обсуждению собственного опыта пациентов (психотических переживаний, опыта их преодоления, отношение к диагнозу и медикаментозной терапии). Одновременно проводится оценка уровня знаний пациентов до и после группы. Статистическое обследование отмечает достоверно значимое улучшение осведомленности пациентов о психических нарушениях и методах их лечения. Бифокальное воздействие одновременно на пациентов и их родственников позволяет повысить уровень психообразования и скорректировать нарушения комплайенса в том случае, когда плохая приверженность медикаментозной терапии обусловлена с дефицитом необходимых знаний, медикаментозная терапия рассматривается как «вредная, зомбирующая, вызывающая зависимость».

Проведение психообразовательных занятий для родственников является одновременно возможностью поговорить и о психологических проблемах, возникающих в семьях при появлении в них пациентов с психическими заболеваниями. Родственники говорят о своих страхах стигматизации, о том, что они испытывают постоянную тревогу за своих родных тогда, когда они уже не смогут о них заботиться. Зачастую родственники говорят о тяжелом психологическом состоянии и сами нуждаются в помощи и поддержке, которой остаются лишены. Психообразовательный группы для родственников проводятся один раз в неделю, курсом по 4 часовых занятия. Тематикой групп является общая психопатология, причины возникновения психических заболеваний, их диагностика, освещаются наиболее полно шизофрения и аффективные расстройства, методы их лечения. Упор делается на своевременное распознавание обострения, обсуждается желательное и нежелательное поведение при проявлении тех или иных симптомов. С родственниками подробно обсуждается терапия психотропными препаратами, механизм действия препаратов, побочные эффекты и тактика поведения, а также сроки поддерживающей терапии. На одном из занятий с родственниками обсуждаются законодательные аспекты, связанные с оказанием помощи психически больным людям. Групповые занятия проводятся в день, который является посетительским, что делает удобным посещение групп и избавляет от необходимости приезда в другое время в клинику работающих родственников. Опыт ведения психообразовательных групп, однако, позволяет говорить, что родственники по разным причинам, неохотно включаются в групповую работу. Несмотря на то, что многие из них испытывают чувство вины за возникновение заболевания у их родственника, они с трудом принимают гипотеза о том, что заболевание является в ряде случаев маркером семейного неблагополучия и что в помощи и коррекции нуждаются сама семья.

Индивидуальная психотерапия

Индивидуальная психотерапия проводится при наличии показаний. Основные подходы психодинамический и когнитивно-поведенческий. Пациент формулирует центральную проблему, которую ему бы хотелось разрешить. В ходе дальнейшей работы в условиях рабочего терапевтического альянса, особенности формирования которого определяются психодинамикой пациента, врач и пациент совместно пытаются выделить основной внутриличностный конфликт и осознать его проявления и влияние на жизнедеятельность пациента, его болезненные состояния. Индивидуальная психотерапия может носить краткосрочный характер – когда удается выделить основные «болезненные точки», проработка которых требует более длительного курса психотерапии, которая, при желании пациента, продолжается уже после выписки пациента из стационара. В ходе когнитивно-поведенческой психотерапии в центре внимания оказываются процессы переработки пациентами информации, выявление так называемых дисфункциональных схем мышления, проводится, по возможности, их модификация.

Когнитивный тренинг

Для пациентов с выраженными нарушениями когнитивных функций (внимания, памяти, способности к обучению) в отделении в групповом формате проводится когнитивный тренинг, целью которого является:

  • тренировка памяти с использованием приемов ассоциативного запоминания;
  • активизация процессов непроизвольного и произвольного запоминания;
  • развитие образного мышления;
  • развитие и тренировка логического мышления, стимулирующих построение целенаправленных, последовательных, гибких умозаключений;
  • вовлечение пациентов в групповую деятельность, развивающую коммуникабельность;
  • расширение общего кругозора, определяющего возможности включения в новые формы досуговой и деловой деятельности.

Милье-терапия

(от франко-англ. milieu therapy — лечебное воздействие среды, лечение средой).

Один из методов социотерапевтического воздействия, близко примыкает к психотерапии, особенно коллективной. Важную роль играет создание сплоченного коллектива больных с общими интересами, максимальное предоставление им статуса самостоятельности, введение в отделении принципа самообслуживания и самоуправления. Под средой имеют в виду все, что окружает пациента в стационаре (вещи, люди, процессы, события) и является неотъемлемым фактором больничного содержания, лечения в реабилитации. Общая цель милье-терапии — максимализация адаптивных возможностей психически больного — подчинена общей цели реабилитации — восстановлению личного и социального статуса пациента. В широком смысле — это сочетание самых различных мероприятий и воздействий на больного: географическое расположение больницы, ее архитектура, внутренняя структура, комфорт в отделениях и палатах, совместные развлечения, различные виды занятости и пр. В ином смысле — это скорее характер складывающихся и определенным образом направляемых взаимоотношений больного с окружающими его людьми — персоналом, другими пациентами, семьей. Совместная деятельность с другими пациентами помогает раскрыть и развивать конструктивные аспекты собственной идентичности, дифференцируя здоровые компоненты личностной структуры от патологии.

Театр-терапия

Театр-терапия - это психотерапевтическое воздействие на эмоциональные и поведенческие стороны личности пациента с психическим расстройством, по структуре своих целей направленное на коррекцию коммуникативных навыков, эмоционального и сенсомоторного опыта, а также практических навыков. Содержанием занятий является подготовка и представление какого-либо произведения театральной драматургии. Существенной особенностью метода является то, что пациенты сами выбирают пьесу и роли, являясь одновременно артистами, режиссерами, зрителями и критиками. Этот вид психотерапии выполняет эмоционально-стимулирующую роль, позволяет тренировать интеллектуальные и поведенческие способности, способствует развитию креативности (творческого мышления) и в конечном итоге улучшает клиническое состояние и способствует адаптации пациента в широкой социальной среде.

Метод способствует гармонизации личности больного с учетом его физиологических, функциональных и возрастных особенностей, актуализирует вытесненные эмоциональные переживания (в максимально безопасной психотерапевтической среде) дает возможность отреагировать их и приобрести новый "телесный" и коммуникативный опыт, позволяет выявлять наиболее значимые проблемы и особенности актуального психического состояния и может служить специфической диагностической процедурой.

Участие в театрально-терапевтической группе способствует:

  • укреплению чувства уверенности в себе;
  • научению способности к саморегуляции;
  • повышению самооценки;
  • укреплению логического мышления, расширению кругозора;
  • тренировки памяти и внимания;
  • развитию воображения и как следствие повышению возможности разностороннего развития личности.

Ритмо-терапия

Музыка используется как средство активного самовыражения и внутригрупповой коммуникации. Главная цель терапии не в получении каких-то навыков владения музыкальными инструментами, а выражение своих чувств, переживаний, проблем и невербального общения с другими пациентами. В ходе обсуждения своего сольного выступления больной узнает, удалось ли ему передать окружающим оттенки своих переживаний, что их впечатлении оказалось для него неожиданным. Участники ансамблевой игры узнают, насколько каждый может добиться слаженности, понять друг друга без слов и в то же время внести свою ноту, выделяющую его на общем фоне и не звучащую диссонансом. Каждая импровизация воспринимается как в ее субъективном значении, так и в аспекте группового взаимодействия. Также ритмо-терапию определяют как средство реабилитации, профилактики, повышения резервных возможностей организма; как средство оптимизации творческих сил.

Мотивационное интервью

Общеизвестно, что основной проблемой в работе с психическими больными является создание у них мотивации к лечению и выздоровлению. В связи с этим в отделении начала внедряться методика мотивационного интервьюирования, которое было придумано в начале 80-х годов психотерапевтом Уильямом Миллером. Изначально оно было придумано для проведения бесед с людьми, имеющими проблемы с алкоголем. В психиатрической практике значимость интервью трудно переоценить в ситуациях отсутствия критики и отказа от лечения, а также необходимости приема медикаментозной и психотерапевтической помощи. Мотивационное интервью было придумано, поскольку для многих терапевтов стало очевидно, что обычное принуждение к действиям или объяснение, что и как надо делать (в частности необходимость приема психотропной терапии на протяжении длительного периода времени), не оказывалось эффективным в попытке поддержать человека в трудном процессе изменения собственной жизни. В процессе мотивационного интервью врач не дает советов, не высказывает оценок, не осуждает принятия/непринятия пациентом решений… вместо этого он как бы постоянно уточняет и проясняет для себя и для пациента ситуацию, в которой последний оказался, и возможные варианты ее развития. В ходе интервью врач постоянно возвращает пациенту ответственность за его собственную жизнь, проясняя вместе с ним все плюсы и минусы ситуации, в которой он оказался и постепенно проходит с ним стадии готовности к изменению.

Лечебно-диагностический комплекс для детей







Отделения:



Новости института