Отзыв

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью

У младших пациентов с синдромом такой направленности, не смотря на проблемы с обучением в школе, не замечено патологий в интеллектуальной сфере. Расстройство проявляется в повышенной двигательной активности, в невозможности сконцентрироваться, в отвлекаемости, импульсивности и неумении наладить дружеский контакт с окружающими ребенка людьми.

Дефицит внимания ощущают не только дети, но и взрослые, подтверждая во многом генетическую расположенность к такому состоянию. Этой проблемой занимается педагогика, психология и другие смежные науки.

Синдром подобной симптоматики – это проблема, прежде всего, психической сферы ребенка. Серьезно страдает ретикулярная формация мозга, что приводит к таким последствиям:

  • нарушение способности к вниманию и концентрации;
  • невозможность систематизации;
  • проблемы формулирования информации и отсутствие стимуляции.

Такое расстройство – довольно распространенное явление. Некоторые медики считают цифру в 15–20% школьников вполне обоснованной. Это, значит, что практически в каждом классе найдется один-два ученика с данным расстройством. В основном, проблема касается мальчиков, у которых гиперактивность проявляется в два раза чаще, чем у девочек.

Проблема классификации расстройства

Современные медики по-разному классифицируют синдром. Довольно распространенным на сегодня делением по распределению симптоматики является – DSM-IV:

  • сочетание дефицита внимания и гиперактивности;
  • дефицит внимания в отрыве от гиперактивности;
  • гиперактивность без дефицита внимания.

Проявление симптомов дефицита внимания можно чаще наблюдать у девочек, а гиперактивности у мальчиков.

Расстройство, связанное с дефицитом внимания, является как самостоятельной патологией, так и следствием другого заболевания:

Генетический характер синдрома

Генетика подтверждается во многих случаях наличием у родственников больных детей навязчивых состояний, склонности к ритуалам, тикам и т. д. Некоторые ученые предполагают, что существует связь между заболеванием и мутацией генов, которые отвечают за регуляцию дофаминового обмена. Они разрабатывают гипотезу о носителях мутированного гена, проявляющегося в гиперактивности.

Семейный фактор в возникновении заболевания

Укажем на проблемы, типичные для некоторых неблагополучных семей, которые могут стать пусковым крючком образования расстройства:

  • низкий социальный статус родителей;
  • криминальная среда;
  • конфликты внутри семьи;
  • злоупотребление родителями психотропными веществами;
  • сексуальная распущенность в семье.

Другие причины расстройства

К таким причинам можно отнести асфиксию при родах и неправильный образ жизни матери во время беременности – увлечение алкоголем, табаком, наркотиками, лекарственными препаратами.

Основа патогенеза

Медики считают, что у некоторых детей нарушается активирующая система ретикулярной формации, что отражается в таких следствиях:

  • невозможность координации системного обучения и роли памяти в нем;
  • нарушение анализа информации извне и неумение поддержания внимания;
  • неадекватная стимуляция жизнедеятельности.

Такие нарушения, по мнению ученых, указывают на недостаток в организме норадреналина. В результате страдает обработка информации, что приводит к ряду нарушений:

  • зрительного;
  • звукового;
  • эмоционального характера.

Избыточное стимулирование у детей вызывает агрессивную реакцию и тревогу. Некоторые исследования указывают на наличие нарушений обмена в мозге не только дофамина. Существует подтверждение таких же нарушений с серотонином и норадреналином.

Ученые также исследуют роль дисфункция лобных долей в возникновении расстройства, которую подтверждает томография. У большинства больных детей отмечены проблемы с кровотоком в мозг при решении интеллектуальных задач.

Диагностика расстройства

Для грамотного определения заболевания необходимо учитывать такие факторы:

  • появления специфической симптоматики до семилетнего возраста на протяжении не менее полгода;
  • проявления признаков расстройства в семье и в школе;
  • симптоматика не связана с другими патологиями;
  • проблемы с обучение и социальными отношениями.

Диагностика с высокой точностью возможна только начиная с пятилетнего возраста.

Для адекватного и тщательного диагноза дефицита внимания необходимо провести анализ поведения ребенка с учетом таких признаков:

  • упущение из внимания деталей и многочисленные ошибки в учебных заданиях;
  • невозможность сосредоточения внимания в игре, спорте, работе;
  • неумение выслушать до конца собеседника;
  • невозможность следования инструкции;
  • неспособность к организаторской деятельности;
  • невозможность концентрации;
  • частая потеря вещей;
  • регулярное отвлекание;
  • забывчивость.

При определении синдрома гиперактивности врачи учитывают такие симптомы расстройства:

  • суетливость в движении телом и конечностями;
  • неусидчивость, вскакивание;
  • проявление излишней подвижности в ситуациях, где она неуместна;
  • неспособность играть в игры без движений;
  • постоянная двигательная активность;
  • говорливость;
  • импульсивность.

Наибольшая вероятность клинического проявления симптоматики заболевания в возрасте от пяти до семи лет, но иногда первые признаки можно заметить и в более раннем периоде. Так, например, у детей годовалого возраста, заболевание может быть замечено в регулярном нарушении сна и гипервозбудимости.

У детей с дефицитом внимания, наоборот, отмечается безэмоциональность, заторможенность движений, внимания и отставание на несколько месяцев в общем развитии. По мере взросления патологические изменения становятся все более явными, что вынуждает родителей обратиться за помощью к врачам

Проблемы в школе

Основные трудности ожидают детей с расстройством в школьный период, когда так необходимы концентрация, внимание и способность к анализу и синтезу. Такие ученики, имея все необходимые интеллектуальные задатки, тем не менее, не могут приобрести достаточные навыки в чтении и письме, самостоятельно выполнить обычное домашнее задание, не умеют и не хотят следовать советам учителей, медиков и родителей. Гиперактивность больных детей проявляется везде и всегда. Они надоедают бесконечными вопросами, отвечают невпопад, влезают не в свои дела, их бурная деятельность не подлежит контролю и упорядочиванию, а поступки часто бессмысленны и непредсказуемы.

Проблема еще и в том, что детям с синдромом гиперактивности очень трудно адаптироваться в социальных институтах. Они чрезмерно эмоционально и неадекватно реагируют на любые внешние раздражители. Их импульсивность и нетерпимость являются источником конфликтных ситуаций в школе, дома, на отдыхе, а это риск приобретения в подростковом возрасте стойкого антисоциального шаблона поведения.

Такие дети быстрее привыкают к неправильному образу жизни, часто начинают употреблять в школьный период развития личности алкоголь и наркотические вещества.

Некоторые родители не учитывают специфику заболевания и в агрессивной форме реагируют на проявления гиперактивности своего ребенка, тем самым усугубляя и так непростую проблему. Поэтому очень важную роль в ее комплексном решении играет широкая профилактика и педагогическое обучение родителей на государственной и общественной основе.

Вспышки ярости, агрессивные действия и упрямое нежелание ребенка вести себя в соответствии с родительскими правилами могут приводить к неконтролируемой реакции со стороны родителей и к физическому насилию.

Не медикаментозное лечение

В комплекс необходимых профилактических и психотерапевтических средств ученые включают:

  • системную модификацию поведения;
  • педагогическую работу;
  • нейропсихологическое воздействие.
  • грамотный режим распорядка дня и питания;
  • специальный учебный режим;
  • групповые занятия.

Одним из самых важных направлений коррекции поведения таких подростков является выработка социально-безопасных норм поведения. Поэтому психотерапия не может обойтись без комплекса общего воздействия педагогов, психологов, медиков и родителей.

Родители должны самым активным образом участвовать в процессе воспитания и обучении больного ребенка ввиду того, что он находится большую временную часть суток дома, а авторитет родителей играет решающую роль для определения всей его дальнейшей жизни. Следует также избегать перегрузок и переутомления, больше уделять времени спорту и прогулкам, помогать детям в выполнении домашних заданий, ограничивать контакты ребенка с лицами, склонными к асоциальному поведению.

Медикаментозные меры воздействия

Лекарственные препараты детям с синдромом гиперактивности или дефицита внимания назначают только в отдельных случаях при недостаточности не медикаментозного лечения. Это в основном:

  • некоторые психостимуляторы;
  • ряд трициклических антидепрессантов;
  • отдельные транквилизаторы;
  • ноотропы.

Самым действенным лекарственным средством на протяжении длительного времени практического использования определены такие препараты, как амитриптилин и риталин.

Ученые считают наиболее эффективным видом лечения обоих синдромов в тяжелой форме комплексное использование различных методик психологического воздействия и медикаментозных препаратов.

Прогнозирование

У большинства больных детей при взрослении симптоматика расстройства постепенно исчезает. Ввиду этого общий прогноз можно считать благоприятным. Небольшой процент заболевания, симптомы которого сохранились и развились в период взрослой жизни, требует более серьезного исследования, особенно в связи с другими заболеваниями.

Лечебно-диагностический комплекс для детей




Новости института
25.08.2017

Глубокоуважаемые коллеги! Приглашаем вас принять участие в работе III Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы профилактики, ранней диагностики и лечения психосоматических расстройств у работников промышленных предприятий и населения», которая состоится 5-6 октября 2017 года.

Обращаем Ваше внимание, что прием заявок на участие с докладом и тезисов продлен до 15 сентября 2017 г.

Далее

22.05.2017
Уважаемые Коллеги! Приглашаем Вас принять участие в Научно-практической конференции с международным участием «Школа В.М. Бехтерева: от истоков до современности», посвященной 160-летию со дня рождения Владимира Михайловича Бехтерева и 110-летию Санкт-Петербургского научно-исследовательского психоневрологического института им. В.М. Бехтерева

Далее

03.05.2017
Учебный центр НИПНИ им. В.М. Бехтерева аннонсирует новые курсы:
  • Арт-терапевтическая методика «Позитивная куклотерапия»
  • Научно-практический цикл общего усовершенствования «Арт-терапия в практике клинического психолога»
  • Научно-практический цикл общего усовершенствования «Нейропсихология и нейрореабилитация»
  • Практический авторский семинар "Основы суггестивной и поведенческой терапии системных неврозов детей и подростков в практике клинического психолога"
  • Научно-практический авторский семинар «Суггестивная и поведенческая терапия системных неврозов детей и подростков»

Далее