Отзыв

Умственная отсталость

Умственная отсталость – психическая болезнь? Этот вопрос обычно задают первым испуганные родители.

Умственной отсталостью называют особое состояние психики ребенка, при котором функционирование его центральной нервной системы и интеллект формируется с уровнем низким или ниже среднего.

Специалистами доказано, что такой ребенок может обучаться до обозначенного предела его индивидуальных возможностей.

Внимание! Родителям детей, которым выставлен этот диагноз, следует уяснить, что не нужно «делать все возможное», чтобы «вылепить» всеми правдами и неправдами из своего ребенка копию других, «нормальных» детей.

Но это совсем не означает, что на ребенка нужно «махнуть рукой» и пустить ситуацию на самотек. Чем раньше родители обратятся за помощью к опытному психологу и квалифицированному детскому психиатру и начнут обращаться с ребенком в соответствии с рекомендациями специалистов, тем быстрее он сможет интегрироваться в социум. А именно это – самая важная задача, которую можно осуществить только с учетом индивидуальных особенностей психики ребенка.

Умственная отсталость – как ее определить?

Недостаточное развитие психических процессов и задержка умственного развития проявляют себя нарушениями интеллекта в той или иной степени.

Почему это происходит?

Все «ненормальные» проявления – это результат различных патологий головного мозга и центральной нервной системы и мозга. Поэтому ребенок не может адаптироваться в социуме.

О симптоматике

Симптоматика проявляются:

  • в интеллектуальном развитии;
  • в психомоторных функциях;
  • в проявлении эмоций;
  • в волевых качествах.

Олигофрения и умственная отсталость – что это?

«Олигофрения» – это греческое слово, которое переводится как « малый ум», «малоумие». Термин ввел в употребление Э. Крепелин.

Под этими двумя словами – умственная отсталость и олигофрения в психиатрической практике подразумевается одно и то же – нарушение интеллектуального развития.

Внимание! Диагноз «олигофрения» выставляется исключительно в случаях установления точной причины патологии. Если же истоки не установлены, то в тогда случаях принято использовать словосочетание «умственная отсталость».

В чем отличие двух терминологий?

Умственная отсталость – это медицинский термин, рамки которого значительно шире диагноза олигофрения. В этом случае имеют в виду не только отставание психоэмоционального развития, вызванного органическими патологиями. Сюда включают и те варианты, когда ребенок «запущен» в социальном и педагогическом аспектах.

Врачи- психиатры говорят, что олигофрен – это специфический индивид, который не способен самостоятельно адаптироваться в окружающей среде.

Какая бывает умственная отсталость?
Существует два вида детской умственной отсталости:

  • врожденная;
  • приобретенная.

Врожденная, то есть олигофрения, это вид отсталости, которая наблюдается уже у новорожденного. Этот дефект психики не поддается коррекции, интеллектуальное развитие не приходит в норму. Даже взрослый человек остается по интеллектуальным способностям таким же, как и был ранее. Психиатры говорят об олигофрении как о непрогредиентном процессе.

Приобретенная, то есть деменция, вид отсталости, при котором снижение интеллекта соответствует определенному периоду жизни человека. Для такого вида отсталости характерно так называемое прогредиентное течение, с постепенным развитием и нарастанием симптоматики.

Степень отсталости подлежит измерению (коэффициент IQ) по количественному показателю. Проводится с помощью специально разработанных стандартных психологических тестов.

Умственная отсталость. Определение степени IQ
Вопрос степени нарушения при умственной отсталости у детей стоит весьма остро. Именно от этого зависит в конечном итоге дальнейший прогноз по заболеванию и комплекс мероприятий, направленных на социальную адаптацию ребенка в окружающей среде.

Степень тяжести нарушений интеллектуального развития может колебаться в широком диапазоне.

В классической психиатрии при классификации принято выделять три степени заболевания:

  • дебильность;
  • имбецильность;
  • идиотия.

Внимание! В Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) обозначено четыре степени, вместо трех:

  • дебильность в легкой степени с уровнем IQ 50 - 69 пунктов;
  • имбецильность в умеренной степени с уровнем IQ 35 - 49;
  • имбецильность — тяжелая степень с уровнем IQ 20 - 34;
  • глубокая идиотия с уровнем IQ меньше 20.

Необходимо понять, что детская умственная отсталость терапии не поддается. Но врачи-психиатры при отсутствии противопоказаний оказывают посильную медицинскую помощь таким пациентам. Например, назначаются стимулирующие медикаментозные средства, которые способны дать некоторый лечебный эффект, обозначенный рамками индивидуальными биологическими возможностями.

Что можно сказать родителям?

От каких факторов в большей мере зависит процесс интеллектуального развития, качество и скорость адаптация в социальной среде умственно отсталого ребенка? Необходимо своевременно подбирать индивидуальную систему коррекции, разрабатывать программы обучения и обозначить методику воспитания.

Какие причины вызывают умственную отсталость?

Первый фактор – формирование интеллектуальных способностей, который определен генетикой. Следующий фактор - среда.

Следует понимать, что те дети, которые родились в семье, где уже имеются родственники со сниженным интеллектом, уже изначально входят в группу риска.

Внимание! Генетической предрасположенностью обусловлено более половины случаев умственной отсталости в тяжелой степени. Но следует понимать, что лишь генетический фактор – это большая редкость.

Примерно восемьдесят случаев из ста составляют пациенты, достоверная причина заболевания у которых не определена.

Перечень возможных причин включает:

  • наследственные заболевания нервной системы и метаболические патологии, например, кретинизм, фенилкетонурия, а так же врожденные аномалии хромосом;
  • внутриутробные инфекции, включая цитомегаловирус, краснуху, ВИЧ;
  • интоксикация (алкоголь, токсические вещества) и прием наркотиков;
  • употребление некоторых медикаментозных препаратов, например, антиконвульсантов;
  • медицинские процедуры, например, химиотерапия;
  • радиактивное облучение;
  • недоношенность плода в большой степени;
  • патологические роды (применение щипцов, асфиксия, сложная многоплодная беременность, родовые травмы;
  • гипоксия (кислородное голодание) головного мозга;
  • травмы головного мозга;
  • нейроинфекции, например, нейроэнцефалопатия;
  • психоэмоциональная депривация;
  • социально-педагогическая запущенность;
  • скудное питание.

Как диагностируется умственная отсталость?

Поскольку диагноз – это то, что способно изменить судьбу и предопределить всю дальнейшую жизнь, обследование следует проводить только в специализированном медицинском учреждении, где к услугам пациентов врачи с большим опытом работы и достаточной квалификацией.

Психическая задержка становится заметной в тот период, когда у детей происходит формирование речевых и двигательных навыков. Этот возраст приходится на период от двух, двух с половиной и трех лет.

Родителям следует обратить внимание:

  • как хорошо и уверенно ребенок держит головку;
  • когда он сидится;
  • как ползает;
  • как произносит первые звуки, лепечет.

Внимание! Дети с умственной отсталостью очень импульсивно реагируют на происходящее вокруг. У них наблюдается крайность в проявлении эмоций, их побуждения часто отличаются примитивностью и бесцельностью. Есть характерная особенность в мышлении, которое практически всегда и в любой обстановке можно обозначить как преобладание конкретного над абстрактным. Если есть подозрения на отставание ребенка в интеллектуальном развитии, следует немедленно обратиться к специалистам.

При проведении специальных психологических тестов необходимо всегда подвергать сомнению первый их результат. Вероятность ошибки существует и потому тестирование повторяется неоднократно.

На тестирование может повлиять множество факторов – инфекционное заболевание, которое перенесено недавно, двигательное и сенсорное расстройство, отличия в культуре и расовая принадлежность, языковые барьеры.

Многие спрашивают: можно ли самостоятельно в домашних условиях провести такой тест?

Разработаны специальные опросники для таких целей, но они – лишь первый шаг. Только специалист может разобраться – существует ли проблема на самом деле.

Любая задержка или недостаточность развития психики, при которых нарушаются интеллектуальные способности.

Следует понимать, что отставание развития вполне может сочетаться с самыми разнообразными соматическими патологиями и любым расстройством психики. При этом адаптивное поведение нарушено у таких детей всегда. Если социальная поддержка в этом случае имеет должный уровень, то нарушения проявляются не ярко.

При обозначении коэффициента IQ врач учитывает особенности культурной среды.

У маленьких детей проводится диагностика зрения, слуха и специальные диагностические исследования на интоксикацию. Существуют определенные трудности диагностики у детей раннего возраста. Необходимо как можно раньше дифференцировать умственную отсталость от других психических заболеваний, в том числе и ранней шизофрении.

Лечебно-диагностический комплекс для детей




Новости института
04.10.2017
Учебный центр НИПНИ им. В.М. Бехтерева аннонсирует новые курсы:
  • 7 октября. Цикл ТУ. "Как правильно общаться с пациентом"
  • 9 октября. Цикл ТУ. "Профессиональная азбука консультантов"
  • 16 октября. Цикл ТУ. "Подходы и методы преодоления терапевтической резистентности у больных с психическими расстройствами"
  • 18 октября. Цикл ТУ. "Электросудорожная терапия в современной психиатрии"
  • 23 октября. Цикл ТУ. "Клиника и современные модели комплексного лечения психических расстройств позднего возраста"

Далее

25.08.2017

Глубокоуважаемые коллеги! Приглашаем вас принять участие в работе III Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы профилактики, ранней диагностики и лечения психосоматических расстройств у работников промышленных предприятий и населения», которая состоится 5-6 октября 2017 года.

Обращаем Ваше внимание, что прием заявок на участие с докладом и тезисов продлен до 15 сентября 2017 г.

Далее

22.05.2017
Уважаемые Коллеги! Приглашаем Вас принять участие в Научно-практической конференции с международным участием «Школа В.М. Бехтерева: от истоков до современности», посвященной 160-летию со дня рождения Владимира Михайловича Бехтерева и 110-летию Санкт-Петербургского научно-исследовательского психоневрологического института им. В.М. Бехтерева

Далее