Отзыв

Психологическое исследование подростков

Контакты:по рабочим дням с 10-00 до 16-00
Телефон: +7 (812) 670-02-41; e-mail: 11otdelenie@bekhterev.ru


В подростковый период происходит становление личности ребенка, формирование характера, жизненных принципов и взглядов. Все эти процессы протекают в ускоренном темпе, поэтому подросток подвергается серьезным психологическим нагрузкам. Часто неокрепший в психическом плане организм не в силах самостоятельно справиться с проявляющимися факторами роста и развития, поэтому ему нужна профессиональная помощь. Психологическое исследование подростков выполняется опытными специалистами с применением традиционных и передовых методик. Существует множество научно-обоснованных теорий. При выборе одной из них специалист, прежде всего, основывается на таких принципах:

  • Доступность, т.е. наличие всех необходимых инструментов, вспомогательного материала, оборудования и условий для проведения исследования.
  • Надежность, т.е. психолог-профессионал должен быть полностью уверен в объективности и точности результатов таких исследований.
  • Валидность, т.е. пригодность и обоснованность использования определенного теста для конкретного случая. Специалист может выбирать один из методов исследования, если он действительно способен раскрыть клиническую картину в данном случае.
  • Возможность статистической обработки результатов. Важно не только получить результат исследования, но также иметь возможность сравнить его с данными, описанными при изучении других клинических случаев, и с результатами последующих тестов (это поможет оценить степень эффективности оказанной психологической помощи подростку).

Важно подобрать такой набор исследовательских тестов, который обеспечит наглядную, детальную «картину», полностью отражающую внутренний мир ребенка.

Как выполняется исследование?

Можно привести такой пример исследования подростков, у которых замечена склонность к суицидальным настроениям. В качестве эффективного теста в данном случае специалистами предлагается проведение цветового теста Люшера. Психологический тест, который был разработан швейцарским врачом-психиатром М. Люшером, помогает определить стрессоустойчивость подростка, его коммуникативные способности и психофизическое состояние. Если вникнуть в суть методики, прослеживаются определенные закономерности и зависимость между функциональным состоянием, настроением ребенка и конкретным цветовым оттенком. Такие параметры, как значение каждого цвета и его психологическая интерпретация, выявлялись опытным путем на протяжении многолетних исследований большого числа пациентов. Методика позволяет «заглянуть» глубоко в подсознание подростка и доподлинно установить:

  • Наиболее устойчивые и выраженные черты личности.
  • Направленность подростка на определенный вид деятельности в данный момент.
  • Особенности его настроения и эмоциональный фон.

В совокупности с тестом Люшера применялся также метод изучения личности, разработанный Л. Собчик. Своеобразный тест-опросник предназначен для определения типологических особенностей индивида. В частности, с его помощью выявляется степень таких эмоциональных и психофизических состояний, как:

  • Стабильность (нормативность) и антиподы: агрессивность, тревожность, эмоциональная неустойчивость.
  • Интроверсия (социальная пассивность), антипод: экстраверсия (социальная активность).
  • Другая пара: ригидность (конфликтность) – эмотивность (способность к компромиссам).
  • Другая пара: сензитивность (конформность) – спонтанность (неконформность).

В ходе тестирования подростков, демонстрирующих неустойчивое психофизическое состояние и склонность к попыткам суицида, были выявлены следующие показатели.

Показатели

Значение, выраженное в условных единицах

Фактор тревожности

0,65±0,03

Фактор нестабильности при выборе

0,45±0,02

Фактор работоспособности

0,16±0,01

Фактор активности

0,51±0,03

Значение вегетативного тонуса

-0,12 (парасимпатический)

Из данных таблицы видно, что фактор тревожности находится на высоком уровне. В то время как фактор активности существенно понижен, а фактор работоспособности вообще близок к критически низкой отметке. При этом в большинстве случаев наблюдался близкий к нулевому значению вегетативный тонус, т.е. естественная степень напряжения в работе органов и систем организма.

Как выбрать нужные методики и программы исследований?

Как подобрать оптимальную программу тестов и найти подход к каждому подростку знают опытные психологи. Настоящий профессионал своего дела должен не только обладать специальными теоретическими знаниями, но также свободно владеть навыками:

  • Грамотного диагностирования.
  • Объективного, основанного на реальных фактах прогнозирования.
  • Хорошего организатора и лидера.

Эти качества необходимы, чтобы установить психологический контакт с подростком, провести нужные исследования, сделать на основании результатов адекватные выводы и выполнить соответствующую корректировку поведения. Психодиагностические методы можно условно разделить на три категории:

  • Объективные. В этом случае можно говорить о многообразии существующих тестов и методик, которые разработали признанные «светила» в области психоаналитики. Тесты разделяются на задания, выявляющие особенности интеллекта, особенности личности, специальные способности, достижения и т.д.
  • Субъективные. В эту группу входит информация, которую маленький пациент предоставляет о себе сам. Методы получения нужных сведений – личная беседа, заполнение ребенком опросников и т.д.
  • Проективные. Эта категория включает в себя методики, которые направлены на получение общей оценки личности без выделения конкретных черт характера и наиболее преобладающих на данный момент настроений. В данном случае исследование представляет собой эксперимент, результаты которого интерпретируются в соответствии с намеченной целью. В числе наиболее распространенных тестов: тест Цуллигера, тест Роршаха, тест Зиверта.

Среди преимуществ индивидуальной работы психолога с подростком можно отметить возможность получения дополнительных сведений посредством наблюдения за ребенком, который проходит различные психологические тесты. При этом опытный специалист обращает внимание на эмоциональную реакцию своего пациента на каждое задание и на его поведение во время выполнения заданий в целом. Повышению эффективности психологической помощи способствуют такие факторы:

  • Добровольное участие подростка в этой процедуре. Его личная заинтересованность в получении положительного результата.
  • Создание комфортных психологических и физических условий для ребенка в процессе диагностики.
  • Искреннее эмпатийное отношение врача к своему пациенту.
  • Всестороннее и комплексное исследование.
  • Поддержка позитивной мотивации.
  • Учет индивидуальных особенностей каждого подростка (степень коммуникабельности, личные интересы, особенности темперамента, динамическое развитие утомляемости и т.д.).
Психодиагностика является важнейшим этапом оказания психологической помощи подростку. Эта процедура должна проводиться опытными и грамотными специалистами.



Новости института
22.05.2017
Уважаемые Коллеги! Приглашаем Вас принять участие в Научно-практической конференции с международным участием «Школа В.М. Бехтерева: от истоков до современности», посвященной 160-летию со дня рождения Владимира Михайловича Бехтерева и 110-летию Санкт-Петербургского научно-исследовательского психоневрологического института им. В.М. Бехтерева

Далее

03.05.2017
Учебный центр НИПНИ им. В.М. Бехтерева аннонсирует новые курсы:
  • Арт-терапевтическая методика «Позитивная куклотерапия»
  • Научно-практический цикл общего усовершенствования «Арт-терапия в практике клинического психолога»
  • Научно-практический цикл общего усовершенствования «Нейропсихология и нейрореабилитация»
  • Практический авторский семинар "Основы суггестивной и поведенческой терапии системных неврозов детей и подростков в практике клинического психолога"
  • Научно-практический авторский семинар «Суггестивная и поведенческая терапия системных неврозов детей и подростков»

Далее


14.04.2017
Учебный центр НИПНИ им В.М. Бехтерева представляет научно-практический авторский семинар врача-психотерапевта высшей категории, кандидата медицинских наук, доцента кафедры Психиатрии и наркологии ФГБОУ ВО СПбГПМУ Минздрава России Шишкова Валерия Витальевича

Далее