Отзыв

Психологическая коррекция подростковых проблем

Контакты:по рабочим дням с 10-00 до 16-00
Телефон: +7 (812) 670-02-41; e-mail: 11otdelenie@bekhterev.ru


Агрессивность в подростковом возрасте и связанные с ней психологические проблемы – одна из острых социальных проблем современного общества. Число детей с такими патологиями с каждым годом растет. Причиной тому является целый комплекс факторов:

  • неблагоприятные социальные и бытовые условия для жизни;
  • нарастание кризиса современного семейного воспитания;
  • неучастие школы в создании позитивного климата для нервно-психического состояния детей;
  • патологические роды с повреждениями головного мозга у ребенка, что в дальнейшем проявляется в агрессивном поведении;
  • пропаганда насильственных действий в массовой культуре.

Проблема в последнее время стала настолько серьезной, что к ней значительно возрос научный интерес. К сожалению, это касается больше теоретических исследований и обнаружения механизмов проявления агрессии. Что касается реального терапевтического опыта коррекции поведения, то здесь предстоит еще большая работа.

Тем временем необходимость в действенной помощи детям в дошкольном возрасте на стадии становления отклонений и в период переходного становления личности при существенных биологических и психических изменениях огромна.

Учитывая важность поставленного вопроса, приводим некоторые аспекты проблемы и способы психологической коррекции.

Экстренная помощь при проявлении подростковой агрессии

Факт того, что при проявлении агрессивного поведения у ребенка, ему необходима срочная помощь, не вызывает вопросов. Цель такой помощи:

  • создание комплекса мер на уменьшение или избегание ситуаций и условий проявления агрессии;
  • выработка правильного поведения при конфликтах, снятие напряженности;
  • разработка рекомендаций для родителей, психологов и учителей.

Предлагаем простые и действенные правила поведения в конфликтных ситуациях.

Агрессия только начинается? Проявите спокойствие

В случае небольшой агрессии у подростка будет правильным использовать несколько методических предпосылок:

  • Не реагируйте вообще на агрессию. Именно ваша реакция на неадекватное поведение включает механизм наращивания амплитуды агрессии.
  • Выразите в спокойной форме сочувствие и понимание проявленных чувств у подростка.
  • Попытайтесь неожиданно переключить внимание ребенка на другие задачи. Например, послать его купить что-то или помочь переставить тяжелый предмет.
  • Обозначьте позитивную причину возникновения такого поведения. Например – «ты сегодня много работал над домашним заданием, поэтому устал».

Необходимо помнить, что агрессия у детей часто связана с необходимостью привлечь к себе со стороны близких людей внимание. Если недовольство и гнев ребенка имеет логическое обоснование и не выходит за допустимые рамки, то не придавайте этому особое внимание. Просто выслушайте претензии, позитивно отреагируйте на них и переключите его внимание на что-то иное и достаточно захватывающее. 

Анализируйте поступки и поведение, а не личность ребенка

Обсуждайте объективно поведение подростка только после того, как он полностью успокоится. Это возможно сделать при отсутствии оценочного описания. Не забывайте, что эмоциональная критика вызывает у детей решительный протест – никогда не решайте проблему проявлением гнева и криками. Постарайтесь мягко и без взывания чувства обиды обратить внимание на последствия поступка подростка.

Установите с ним обратную связь:

  • Признание факта агрессии.
  • Постановка констатирующего вопроса.
  • Раскрытие истинных мотивов поведения.
  • Констатация своего отношения к проявлению агрессивного поведения.
  • Указание на принятые ранее взаимные правилам поведения.

Взрослые, проявляя свою любовь, при общении с подростками должны неуклонно соблюдать три важных качества:

  • заинтересованность;
  • доброжелательность;
  • твердость в своем отношении к конкретному негативному поступку.

Не проявляйте агрессию сами

При общении с подростками проявление взрослыми негативных эмоций в агрессивной форме говорит об их слабости. Если вы не умеете контролировать свои чувства, то не имеете права требовать того же от детей. Научить правильному поведению взрослые могут только своим личным примером. Не реагируя агрессивно на запросы детей, проявляя всегда ровное отношение, вы не подкрепляете аргументацию такого поведения у них, тем самым меня их стереотипы.

Снижение напряженной амплитуды

Если возникла ситуация напряженности между вами и подростком, попытйтесь снизить накал страстей. Это первый шаг к постепенной ликвидации проблемы. Постарайтесь в то же время:

  • не повышать голос и не угрожать подростку;
  • побороть желание проявления власти;
  • забыть о негодовании;
  • <не проявлять агрессивных поз и жестов, сарказма и насмешек;
  • избегать оценочных суждений личности ребенка и его окружения;
  • не втягивать в разбор ситуации чужих людей;
  • забыть на время о своей непререкаемой правоте, проповедях и морали;
  • избегать попыток наказания подростка;
  • обобщать поведение ребенка с поведением его сверстников и родственников;
  • не использовать оправдание, подкупы и награды.

Вы собрались обсудить проступок подростка

Необходимо помнить, что обсуждение ситуации в момент проявления агрессии не является разумным решением. Лучше поговорить об этом после того, как улягутся все страсти, но и не тогда, когда уже вопрос перестанет быть актуальным. Поговорите с подростком без лишних свидетелей. Иногда также имеет смыл обсудить проблему и в кругу семьи.

Сохраняйте при анализе ситуации спокойствие и объективность. Укажите на все негативные последствия от агрессивного поступка ребенка, особенно для него самого. Репутация подростка должна быть защищена Подросток признать нелогичность и неправомерность своего поступка обычно отказывается. Публичная негативная оценка для него представляется угрозой его личному авторитету, поэтому он заранее разрабатывает механизмы защиты.

Неразумно укреплять негативную репутацию подростка, так как закрепившийся стереотип будет питательной средой для дальнейшего проявления агрессивности.

Чтобы избежать этого:

  • постарайтесь при людях минимизировать вину ребенка подростка;
  • позволить ребенку найти компромиссное решение по проблеме;
  • составьте вместе с подростком соглашение на основе взаимных уступок.

Выработка правильной модели поведения

Помогите выработать подростку новую модель поведения неагрессивного типа. Ведите себя в присутствии детей всегда в режиме «контролируемой агрессии». Демонстрируйте им свое спокойствие, выдержку и разумность. Это самое логичное решение проблемы разработки такого же способа реагирования на любую ситуацию для ребенка, склонного к агрессии. Ведь дети просто берут пример с взрослых.

Научитесь:

  • выслушивать ребенка без рефлексии;
  • отложите анализ ситуации на потом;
  • поддерживайте активно исповедь ребенка с помощью юмора, пауз, вопросов;
  • уважайте его чувства и личную позицию.

Даже самые агрессивно настроенные дети смогут быстро перенять правильную модель у родителей при умелом и настойчивом ее внедрении. Для этого необходимо проявлять всегда искренность, доброжелательность и любовь.




Новости института
07.03.2017
Учебный центр НИПНИ им В.М. Бехтерева представляет научно-практический авторский семинар врача-психотерапевта высшей категории, кандидата медицинских наук, доцента кафедры Психиатрии и наркологии ФГБОУ ВО СПбГПМУ Минздрава России Шишкова Валерия Витальевича

Далее

03.03.2017

14.02.2017
Учебный центр НИПНИ им В.М. Бехтерева представляет научно-практический авторский семинар врача-психотерапевта, кандидата медицинских наук, доцента Научно-клинического и образовательного центра «Психотерапия и клиническая психология» института высоких медицинских технологий Санкт-Петербургского государственного университета Владимира Юрьевича Слабинского

Далее