Отзыв


Психологическая диагностика – это, прежде всего, инструмент в работе профессионального психолога, психотерапевта для оценки и измерения психологических особенностей личности. Диагностический инструмент в современной психологии довольно широк и применяется в различных областях, таких как:

  • Психотерапевтической, психологической помощи.
  • Психокоррекционной работе.
  • Клинической помощи.
  • Профориентации.
  • Работе с персоналом.
  • Прогнозировании социального поведения.
  • Психолого-педагогической работе.
  • Возрастной психологии.
  • Экспертизе, и т.д.

Главной целью диагностики является обеспечение полноценного личностного и психического развития. Практический психолог, психотерапевт использует диагностические средства, которые дают полную картину индивидуальных особенностей человека. Талантливый психолог, физиолог, психиатр, невролог В.М. Бехтерев считал, что «нет ни одного сознательного или бессознательного процесса мысли, который не выражался бы рано или поздно объективными проявлениями». В нашем Институте собрана большая база психодиагностических методик, методов, тестов и диагностических техник по разным направлениям. Широкий арсенал позволяет оценить познавательные психические процессы личности, провести диагностику интеллекта и креативности, типологические особенности личности, психических состояний, эмоционально-личностной дезадаптации, провести диагностику межличностных отношений, коммуникативную компетентность, педагогических особенностей.

Психологическая диагностика проводится согласно принципам научного исследования с целью выявления проблем функционирования и определения путей и резервов для позитивных изменений. Выбор адекватных методических техник определяется задачами и конкретными условиями обследуемых.

Психологическая диагностика является не только отдельной ветвью обследования, но и сопровождает процесс консультирования или психотерапевтической работы. Сбор информации, обработка и анализ данных, оценка надежности результатов обследования обеспечивает профессиональную диагностику для дальнейшей коррекции или психотерапии. В психологическом консультировании также применяются различные методы диагностики.

Психодиагностика наиболее уместна в следующих случаях:

  • Когда необходима оценка личностных свойств человека
  • Когда уже была проведена психологическая помощь, или в процессе психотерапии для оценки изменений
  • Перед началом работы психолога с целью получения информации для необходимой разработки и осуществления мер по совершенствованию и повышению эффективности функционирования личности.

Помимо знаний практическая диагностика предполагает наличие у специалиста полезных навыков, интуиции, богатого профессионального опыта.

Среди психодиагностических методик выделяются:

  • Приборные психофизиологические методики, в которых с помощью приборов можно диагностировать функциональное состояние человека (пульс, мышечный тонус, реакции, дыхание, биотоки мозга).
  • Аппаратурные поведенческие методики, которые регистрируют точность действий, скорость реагирования, диагностируют психомоторную координацию, определенные профессиональные умения, свойства нервной системы человека.
  • Объективные тесты с выбором ответов. Объективные тесты применяются в различных областях психологического исследования.
  • Тесты-опросники для диагностики личностно-индивидуальных черт.
  • Методы наблюдения
  • Стандартизированные аналитические наблюдения
  • Анализ продуктов деятельности обследуемого человека. Среди них могут быть разнообразные записи, дневники, школьные сочинения, и т.д.
  • Ролевые игры, как комплекс коррекционно-диагностического метода.
  • Проективные методики.
  • Методики ранжирования, и.т.д.

С помощью тестов можно диагностировать интеллект, способности, достижения, личностные свойства и характеристики (мотивацию, интересы, эмоциональный склад, ценностные ориентации и т.д)

Если выделять психологическое диагностирование по направлениям запросов, то в нашем институте проводиться диагностика высших психических функций, диагностика семейных отношений, диагностика эмоционально-личностной сферы, диагностика детей и подростков, профессиональная профориентация.

Зачастую люди обращаются к психологу или психотерапевту с вопросами:

  • Какой я, какая у меня самооценка, характер?
  • Что со мной происходит?
  • Подходим ли мы друг к другу?
  • Что происходит с моим ребенком? К чему у него способности?
  • Как понять справляется ли с нагрузками ребенок? Причины неуспеваемости?
  • Страхи и опасения нормальны?
  • Почему у меня возникла эта проблема?

И много других вопросов ответы, на которых дает профессиональная диагностика.

Систематизированный итог отображается в психодиагностическом профиле (заключении), где могут быть указаны акцентуации или патохарактерологические признаки. Каждый человек имеет право на соблюдение тайны результатов его обследования.






Новости института