Календарный план на 2013–2014 Видеозаписи лекций

МЕДИЦИНСКАЯ (КЛИНИЧЕСКАЯ) ПСИХОЛОГИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГАТОВКА ПО МЕДИЦИНСКОЙ (КЛИНИЧЕСКОЙ) ПСИХОЛОГИИ

Специальная форма переподготовки для психологов, которая позволяет получить необходимые знания и навыки для работы в различных областях здравоохранения. В системе подготовки медицинских (клинических) психологов большое внимание уделяется изучению современных методов психодиагностики, психологического обеспечения лечебно-диагностического процесса, психологической экспертизе и психологической интервенции (в том числе методов и методик психокоррекции и психотерапии). Помимо необходимой теоретической подготовки, психологи получают опыт практической работы с различными клиническими группами пациентов и супервизию под руководством опытных наставников.

На программу профессиональной переподготовки по специальности «медицинская (клиническая) психология» принимаются  бакалавры психологии; бакалавры психологии, обучающиеся в магистратуре; студенты старших курсов  высших учебных заведений, получающих образование по специальности «психология»; лица, имеющие высшее психологическое образование (педагоги-психологи, практические психологи, психологи-консультанты);  специалисты с высшим психологическим образованием, получившим его на специальных факультетах по программам второго высшего образования.  

Руководители программы переподготовки — Бочаров Виктор Викторович – ведущий научный сотрудник, кандидат психологических наук, доцент, руководитель Лаборатории клинической психологии и психодиагностики СПб НИПНИ им. В.М.Бехтерева, доцент кафедры психологии кризисных и экстремальных ситуаций СПбГУ, Малкова Елена Евгеньевна – кандидат психологических наук, доцент, старший научный сотрудник Лаборатории клинической психологии и психодиагностики СПб НИПНИ им. В.М.Бехтерева, заместитель заведующего кафедрой клинической психологии РГПУ им. А.И.Герцена, Щелкова Ольга Юрьевна – доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой медицинской психологии факультета психологии СПбГУ.

Целью образовательной программы является формирование у обучающихся системы общих и частных представлений, отражающих фундаментальные проблемы медицинской психологии.  Обучение имеет клиническую направленность и приоритет практической подготовки.

 Практические занятия проводятся на базе основных клинических отделений СПб НИПНИ им. В.М.Бехтерева и ведущих медицинских учреждений Санкт-Петербурга под руководством высокопрофессиональных специалистов медицинских психологов. Наряду с теоретическими знаниями, вопросами организации медико-психологической службы, слушатели знакомятся с работой психологов в различных областях клинической (психиатрия, неврология, клиника пограничных состояний и психосоматических расстройств и др.) и профилактической медицины, а также обучаются основам работы с наиболее распространенными и адекватными для практической работы психологов (диагностика, экспертиза, медико-педагогическая практика, психотерапия) психодиагностическими (в том числе компьютерными) методиками, разработанными, модифицированными и адаптированными в Сакнт-Петербургском научно-исследовательском психоневрологическом институте им. В.М.Бехтерева. Образовательная программа ориентирует слушателей на изучение различных аспектов психологических процессов и состояний, проявляющихся в деятельности и поведении людей; формирование целостного представления о процессах и явлениях, происходящих в обществе и природе; на формирование умений и способностей применять современные методы сбора и анализа информации при решении конкретных задач, имеющих естественнонаучное содержание и возникающих при выполнении профессиональных функций. Общая образовательная программа поддерживает и способствует развитию индивидуальных научных и практических изысканий слушателей, их готовность к сотрудничеству с коллегами, умения и навыки организационной работы. Образовательная программа предполагает выработку способностей как к углубленной работе в рамках избранной специализации, так и к междисциплинарной деятельности, к овладению методами психологического наблюдения и психодиагностики, проведения различного рода консультационной и психокоррекционной работы.

Занятия проводят высококвалифицированные специалисты – профильные доктора и кандидаты наук, имеющие большой опыт научно-исследовательской, преподавательской и практической деятельности в области медицинской психологии. Слушателям предоставляется возможность приобрести необходимый психодиагностический инструментарий, методические и учебные пособия и прочие материалы для работы.

Аудиторная нагрузка на курсе составляет 48 часов в неделю в период учебной сессии. Учебный план составлен в соответствии с требованием Государственного стандарта к содержанию, уровню  программы подготовки специалиста соответствующего профиля.

В соответствии с этим учебный план включает четыре цикла дисциплин: цикл общепрофессиональной подготовки и цикл специальной подготовки, диагностический и практикоориентированный цикл.

Цикл дисциплин общепрофессиональной подготовки предназначен для формирования у слушателей как базовых теоретический знаний, так и практических умений и навыков, необходимых для дальнейшей подготовки по программе «Медицинская психология». В основу данного цикла положен принцип личностно-ориентированного подхода в работе медицинского психолога, основанный на положениях теории отношений, сформулированной ведущими учеными СПб НИПНИ им. В.М.Бехтерева В.М.Бехтерева, А.Ф.Лазурского, В.Н.Мясищева и др. По результатам освоения данного цикла слушатели получают знания в области организационно-правовых аспектов деятельности медицинского психолога, навыки работы в различных областях пато- и нейропсихологии, психосоматики, детской, подростковой и геронтопсихиатрической клинике.

Блок дисциплин специальной подготовки предназначен для приобретения слушателями специальных теоретических знаний, а также формирования практических навыков решения профессиональных задач, основанных на знаниях в области неврологии, психиатрии, психофармакотерапии, а также частных вопросов суицидального поведения и отклонений в психосексуальной сфере пациентов.

Кроме этого, обязательным в профессиональной подготовке медицинских психологов в институте им. В.М.Бехтерева является прохождение слушателями специального рефлексивно-психодинамического тренинга в течение двух недель по окончании второго семестра обучения (теоретической программы). Данный тренинг специально разработан как вид профессионального тренинга для медицинских (клинических) психологов. Включённая в программу интенсивная тренинговая подготовка (96 часов) направлена на развитие навыков профессионального общения, решение конфликтных ситуаций и повышение социальной компетентности личности психолога. Основной целью тренинга является развитие способности к осознанию эмоциональных переживаний и объективации неосознаваемых мотивов взаимодействия, возникающих в интерперсональных отношениях. Наличие таких способностей позволит будущему специалисту в профессиональном общении контролировать внутренние тенденции, проявляющиеся в процессе межличностного взаимодействия, то есть отделять собственные эмоциональные переживания, неосознанные стремления и неразрешенные внутренние конфликты от переживаний, мотивов и проблем партнера по общению (пациента, клиента).

Диагностический блок включает задачи освоения слушателями навыков работы с использованием специальных методов психологической диагностики в клинике, в том числе проективных, методов диагностики развития в норме и при патологии, а также использования данных физиологических методов диагностики в психиатрии и неврологии, формированию навыков экспертной работы.

Особое место в практикоориентированной подготовке слушателей к самостоятельной работе занимает курс психологической супервизии по результатам освоения психодиагностического блока. В данном случае супервизия понимается нами как профессиональная помощь психологу-слушателю со стороны более опытного коллеги с целью улучшения качества его психодиагностической работы. Главная ее задача — помочь специалисту-психологу стать успешнее в практической работе с психодиагностически сложными пациентами различного профиля, развить его профессиональную компетентность. Особое внимание отводится ошибкам диагностики, связанным с неумелым проведением интервью и трудностями при анализе полученных данных, недостаточным знанием принципов клинико-психологической диагностики, невниманием к вербальной и невербальной информации от пациента. Таким образом, данный вид психологической супервизии представляет собой специфическую форму профессионально-педагогического сопровождения вхождения слушателя в профессию, выполняя практико-ориентированную функцию.

Собственно практикоориентированный цикл включает формирование навыков работы психолога в клинике пограничных нервно-психических расстройств, психологической профилактики и реабилитации больных с нервно-психическими расстройствами и аддиктивной патологией. Особая роль в практической подготовке слушателей отводится навыкам психологического консультирования и психокоррекции в клинике.

По результатам освоения программы различных видов психолого-терапевтического вмешательства в рамках практикоориентированного курса подготовки проводятся баллинтовские группы, целью которых является помощь в осознании психологами ценности своих навыков межличностных отношений и понимании их границ, формирование направленного восприятия и понимания особенностей взаимодействия с пациентами, выявление «слепых пятен» в общении с ними. В рамках баллинтовской группы проводится обсуждение различных аспектов взаимоотношений психологов с пациентами в контексте конкретных случаев.

Преподавание специальных дисциплин переподготовки осуществляется в форме лекционных, практических, лабораторных занятий, тренингов, супервизии и баллинтовских групп. Также предполагается самостоятельная работа слушателей, в том числе с больными в рамках стажерской практики, которая составляется по индивидуальному плану обучающегося.

В ходе стажерской практики слушатели принимают активное участие в психодиагностической, психопрофилактической и психокоррекционной работе на базе структурных подразделений Института им. В.М.Бехтерева и других специализированных учреждений, предполагающей применение навыков психодиагностической и психокоррекционной работы, полученных в результате освоения теоретического курса.

Итоговая аттестация предполагает  защиту выпускной аттестационной работы (диплома), которая включает как теоретические вопросы, так и практические задания, относящиеся к сфере основной профессиональной деятельности выпускника.

При успешном выполнении учебного плана, прохождении стажировки и защите выпускной аттестационной работы (диплома),  слушателю выдается диплом государственного образца, подтверждающий прохождение профессиональной переподготовки и предоставляющий право на ведение профессиональной деятельности по специальности медицинской (клинической) психология.

 Формы обучения:

очная – 1 учебный год, 4 очных цикла, общий объем подготовки 2008 уч. часов;

очно-заочная (с частичным отрывом от работы) – 2 учебных года, 4 очных цикла, общий объем подготовки 2008 уч. часов.

модульная - предполагающая составление индивидуального образовательного  маршрута с учетом имеющегося базового и дополнительного профессионального образования (циклов тематического усовершенствования, повышения квалификации, стажировок на рабочем месте, удостоверенных документами государственного образца).

 Резидентура по медицинской (клинической) психологии - одногодичная очная программа переподготовки. Форма проведения: 9 месяцев очного обучения в течение учебного года.  Осуществляется содействие в планировании диссертационного исследования.  На программу могут быть зачислены абитуриенты, не имеющие специализации по клинической психологии (педагоги-психологи, практические психологи, психологи-консультанты), специалисты с высшим психологическим образованием, получившим его на специальных факультетах по программам второго высшего образования; дипломированные психологи со специализацией по медицинской (клинической) психологии; студенты последнего курса обучения, получающие высшее психологическое образование. Вступительные испытания не предполагаются.

Во время обучения на программе переподготовки слушатели сдают теоретические зачеты и выполняют практические задания, проходят практику на отделениях Института им. В.М. Бехтерева и других клинических базах. Программа переподготовки включает практические блоки, обязательные для посещения. В случае отсутствия академических задолженностей по теоретическим и практическим зачетам, посещении практических занятий, слушатели допускаются к сдаче итогового экзамена.

 При успешном выполнении учебного плана, прохождении стажировки и защите выпускной аттестационной работы (диплома),  слушателю выдается диплом государственного образца, подтверждающий прохождение профессиональной переподготовки и предоставляющий право на ведение профессиональной деятельности по специальности медицинской (клинической) психология.

Сроки обучения:

Для поступающих на двухгодичное (очно-заочное) обучение в 2013 г., первый год обучения: 
Цикл дисциплин общепрофессиональной подготовки - 05.11.2013г. - 29.11.2013г. 
Блок дисциплин специальной подготовки - 10.03.2014г. - 22.03.2014г. 

Для поступающих на одногодичное (очное) обучение в 2013 г.: 
Цикл дисциплин общепрофессиональной подготовки - 05.11.2013г. - 29.11.2013г. 
Диагностический блок - 30.11.2013г. - 28.12.2013г. 
Рождественские каникулы - 29.12.2013г.-12.01.2014г. 
Диагностический блок (продолжение) - 13.01.2014г. -18.02.2014г. 
Стажировка на рабочем месте - 19.02.2014г. - 07.03.2014г. 
Блок дисциплин специальной подготовки - 10.03.2014г. - 22.03.2014г. 
Практикоориентированный цикл - 24.03.2014г. - 24.04.2014г. 
Стажировка на рабочем месте - 25.04.2014г. - 10.05.2014г. 
Подготовка аттестационной работы - 12.05.2014г. - 07.06.2014г. 
Летние каникулы - 08.06.2014г. - 31.08.2014г.

ЦИКЛЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ, ТЕМАТИЧЕСКОГО УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПО МЕДИЦИНСКОЙ (КЛИНИЧЕСКОЙ) ПСИХОЛОГИИ

Психологи и медицинские (клинические) психологи могут проходить обучение на циклах, заявленных в разделе «ПСИХОТЕРАПИЯ», по окончанию которых выдаются свидетельства и удостоверения государственного образца.

Циклы повышения квалификации. Форма проведения: очная, объемом 144 уч. часа. Выдается свидетельство государственного образца о прохождении цикла повышения квалификации.

Циклы тематического усовершенствования посвящены обучению  выбранной темы, что позволяет максимально  глубоко изучить  специфику, теоретические и практические аспекты вопроса. Выдается удостоверение о прохождении повышения квалификации государственного образца.

Тематика циклов:

Клиника и дифференциальная диагностика  психических расстройств. На цикле освещаются вопросы диагностики невротических, психотических расстройств и расстройств личности.   

Личностно-ориентированный подход  в работе медицинского психолога. Организационно-правовые аспекты деятельности медицинского психолога. На цикле слушатели изучают принципы личностно-ориентированного подхода в работе медицинского психолога, который основан на положениях теории отношений, сформулированной ведущими учеными СПб НИПНИ им. В.М.Бехтерева: В.М.Бехтерева, А.Ф.Лазурского, В.Н.Мясищева и др. По результатам освоения данного цикла слушатели получают знания в области организационно-правовых аспектов деятельности медицинского психолога, навыки работы в различных областях пато- и нейропсихологии, психосоматики, детской, подростковой и геронтопсихиатрической клинике.

Экспертные вопросы в деятельности клинического (медицинского) психолога.

Специальные методы психологической диагностики.  Слушатели  осваивают модели диагностики личностного развития в норме и при патологии, с целью использования психодиагностики в клинической работе.

Психотерапевтические аспекты деятельности медицинского психолога. На цикле слушатели знакомятся с основами клинической психотерапии, осваивают принципы ведения групповой и индивидуальной психотерапии.

Циклы предполагают проведение  лекционных, практических, лабораторных занятий, тренингов, супервизии и баллинтовских групп.


КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ЦИКЛОВ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБУЧЕНИЯ ПО МЕДИЦИНСКОЙ (КЛИНИЧЕСКОЙ) ПСИХОЛОГИИ


№ пп

Наименование

специальностей и циклов

Вид обучения*

Продолжи-тельность цикла

Сроки проведения циклов

1

Резидентура. Очная программа переподготовки по клинической (медицинской) психологии

ПО

9 мес

05.11.2013 – 07.06.2014

2

Переподготовка по клинической (медицинской) психологии (четвертый цикл двухгодичной шестицикловой программы)

1/6 П2

4 нед

(144 ч)

14.10.13 – 08.11.13

3

Клиника и дифференциальная диагностика  психических расстройств  (невротических, психотических   и расстройств личности).  

ОУ

4 нед

(144 ч)

14.10.13 – 08.11.13

4

Переподготовка по клинической (медицинской) психологии (первый цикл двухгодичной четырехцикловой программы)

1/4 П2

4 нед.

 

05.11.13 – 29.11.13

5

 

 

 

 

 

Личностно-ориентированный подход  в работе медицинского психолога.  Организационно-правовые аспекты деятельности медицинского психолога.

ОУ

 

 

 

 

4 нед.

(144 ч)

 

 

 

 

05.11.13 – 29.11.13

 

 

 

 

6

Психотерапия зависимостей

ТУ

2 нед

(72 ч)

09.12.13 – 20.12.13

7

Переподготовка по клинической (медицинской) психологии (пятый цикл двухгодичной шестицикловой программы)

1/6 П2

4 нед

(144 ч)

03.02.14 – 28.02.14

8

Экспертные вопросы в деятельности клинического (медицинского) психолога

ОУ

4 нед

(144 ч)

03.02.14 –28.02.14

   9

Переподготовка по клинической (медицинской) психологии (второй цикл двухгодичной четырехцикловой программы)

1/4 П2

3 нед

 

10.03.14 – 22.03.14

10

Специальные методы психологической диагностики.

ОУ

4 нед

(144 ч)

10.03.14 – 28.03.14

11

Переподготовка по клинической (медицинской) психологии (шестой цикл двухгодичной шестицикловой программы)

1/6 П2

4 нед

(144 ч)

12.05.14 – 06.06.14

12

Психотерапевтические аспекты деятельности медицинского психолога.

ОУ

4 нед

(144 ч)

12.05.14 – 06.06.14

* ПО – одногодичная очная программа переподготовки, длительностью 9  месяцев, объемом 2008 часов

1/6 П2 – двухгодичная очно-заочная шестицикловая программа переподготовки, длительностью 6  месяцев, объемом 2718 часов, для поступивших в 2012 году.

1/4 П2 – двухгодичная очно-заочная четырехцикловая программа переподготовки, длительностью 5,5 месяцев, объемом 2008 часов, для поступающих в 2013 году

ОУ – цикл повышения квалификации, длительностью 4 недели, объемом 144 часа

ТУ – цикл повышения квалификации, длительностью 2 недели, объемом 72 часа



ТЕЛЕМЕДИЦИНА.png

ТОМОГРАФ2.png

Алкоголизм

растройства.png
 
Лечение боли в спине
Программа лечения психогенного переедания и избыточного веса
Здоровые нервы

Поддержи свой позвоночник
Выездное обучение
Групповая психотерапия