Подразделение является клинической базой для Отделение терапии психических расстройств у лиц молодого возраста
Отделение располагается на 2 этаже нового здания института, в современных помещениях, оснащенных необходимым оборудованием, распланированных с целью создания наиболее комфортных условий пребывания пациентов, а также, в отдельных случаях, для совместного пребывания родителя и ребенка (2-4 местные палаты). распорядок дня предусматривает не только лечебные процедуры и обследование, но и время для занятий по учебной программе, активного времяпрепровождения. Для этого имеется отдельная игровая комната, собственная библиотека, подростки имеют возможность посмотреть телевизионные передачи, в том числе с возможностью выбора интересующих фильмов. В игровой комнате предусмотрены большие рабочие поверхности для рисования и активного творчества под контролем, и с помощью опытного педагога-воспитателя Так же проходят занятия, во время которых пациенты играют в настольные игры, занимаются арт-терапией. В сопровождении воспитателя осуществляются совместные прогулки по территории института.
В отделении работает врач-психотерапевт, в рамках занятий с которым осуществляется групповая, индивидуальная психотерапия, по показаниям помощь психотерапевта оказывается по индивидуальному расписанию. Коллектив отделения состоит из опытных, квалифицированных сотрудников.
В отделении работают: доктор медицинских наук, 3 кандидата медицинских наук, 2 врача-психиатра, 1 врач-психотерапевт, воспитатель.
Средний медицинский персонал представлен специалистами высшей и первой категории, имеющих большой стаж клинической работы.
Имеется возможность привлекать специалистов из других подразделений, проводить клинические лабораторные исследования в целях наиболее полной диагностики текущего состояния пациента (ЭЭГ, УЗДГ, МРТ, психологическая диагностика, БОС-терапия и т.д.).
В отделении ведется консультативно-диагностическая и лечебная деятельность по следующим направлениям:
Психологическая диагностика:
Профориентация – комплекс диагностических мероприятий, способствующий осознанному и обоснованному выбору профессии.
Групповые занятия, направленные на оказание эмоциональной поддержки, улучшение коммуникативных навыков, отработку навыков саморегуляции, развитие познавательных способностей.
Психологическое консультирование родителей по вопросам детско-родительских отношений
При оказании помощи пациентам, помимо медикаментозной терапии, применяются следующие методы:
Научная деятельность
Научная деятельность – разработка алгоритмов стационарного и амбулаторного этапов оказания помощи подросткам с расстройствами пищевого поведения
В настоящее время происходит существенное увеличение числа детей и подростков до 18 лет, у которых диагностируются расстройства пищевого поведения. Несмотря на то, что преобладающим контингентом в данном случае по-прежнему являются девушки, все чаще подобные нарушения диагностируются и у подростков мужского пола. С каждым годом заболеваемость НА и НБ возрастает, причем наиболее высокий уровень заболеваемости НА отмечается среди девушек в возрасте 15-19 лет. Летальность среди больных НА достигает 20% и более, будучи обусловлена прямыми последствиями голодания, острой сердечной недостаточностью, биохимическим и эндокринным дисбалансом, а также суицидами. В связи с ростом частоты встречаемости расстройств пищевого поведения среди лиц молодого возраста, их клинической неоднородностью, недостаточностью критериев МКБ-10 для правильной диагностики и использования реабилитационных программ на этапе стационарного и последующего длительного амбулаторного лечения, мы считаем необходимым обоснование профилактических
программ для выявления предрасположенного контингента и создание алгоритмов программы по дифференцированной психосоциальной реабилитации, в том числе с учетом гендерной специфики.
Несмотря на значительное количество исследований в области подростковой психиатрии, вопрос диагностики, лечения и профилактики расстройств пищевого поведения у лиц молодого возраста является малоизученным. Это обусловлено тем, что данные пациенты не всегда попадают в поле зрения психиатра, а сама проблема носит междисциплинарный характер. Вместе с тем, выявление закономерностей манифестации, развития и исходов пищевых расстройств у подростков в рамках биопсихосоциального подхода позволит разработать алгоритмы ведения таких пациентов, адаптировав их для работы мультидисциплинарной бригады или координации действий специалистов на местах. Выявление биологических факторов развития подразумевает полный анализ биохимических маркеров, связанных со снижением массы тела при нервной анорексией и колебаний массы тела при нервной булимии и компульсивном переедании, а также оценку гормональнаго статуса. Оценка социальных факторов подразумевает изучение при помощи специально разработанных методик нарушений в области семейного функционирования и особенностей коммуникативной сферы у подростка, особенно в области интернет-общения. Психологические особенности анализируются в контексте их связи с манифестацией расстройства, сопутствующей делинквентности и коморбидности с психической патологией.
Основными задачами научно-исследовательского проекта являются:
В нашем отделении используются клинико-анамнестический, клинико-психопатологический и клинико-психологический методы исследования. Клинический метод включает в себя оценку анамнестических данных, клинико-психопатологического состояния по общим правилам психиатрического обследования подростков, в соответствии с моделями диагностики психических расстройств. Используются лабораторные методы диагностики для выявления отклонений в соматическом состоянии подростков (биохимический анализ крови, анализ крови на гормоны, лептин, липидный профиль, содержание в сыворотке крови цинка, хрома, железа и др.), анализируются данные ЭЭГ, фМРТ, вегетотеста. При сравнении эффективности использования психотропной терапии применяются принципы GCP. В настоящее время планируется исследование эффективности использования ТКМС (транскраниальной магнитной стимуляции) в лечении расстройств пищевого поведения.
[ закрыть ]
История отделения
Отделение лечения психических расстройств подросткового возраста было основано в 1970 году (явилось первым в странах Восточной Европы) заслуженным деятелем науки РСФСР, профессором, доктором медицинских наук Андреем Евгеньевичем Личко как консультативный центр для амбулаторной помощи подросткам и возглавлялось им до 1993 года.
А.Е. Личко – известнейший специалист в области подростковой психиатрии. Возглавляемый им научный коллектив добился больших успехов в области подростковой психиатрии. Сам А.Е. Личко развил ряд оригинальных концепций специфических поведенческих подростковых реакций, изучал акцентуации характера у подростков, эндореактивные психозы у них. Итоги этих исследований представлены в книгах, ставших настольными для всех психиатров Российской Федерации и всего постсоветского пространства. Самые известные из них: «Психопатии и акцентуации характера у подростков», изданная дважды и удостоенная Почетного диплома им. В.М. Бехтерева Академии медицинских наук СССР; «Подростковая психиатрия»; «Шизофрения у подростков»; «Подростковая наркология».
Существенный вклад он внес также в развитие медицинской психологии, особенно психологической диагностики и патохарактерологии. Широкое признание получил разработанный под его руководством патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) для подростков, предназначенный для оценки психопатий и акцентуаций характера в указанном возрасте. А.Е. Личко известен также активным участием в дискуссиях по актуальным вопросам психиатрии. Кроме того, он автор ряда популярных статей в журналах «Наука и религия», «Здоровье», «Юность». Особенно привлекла внимание широкого круга читателей его книга очерков-рассказов «Эти трудные подростки», выпущенная Лениздатом в 1983 г.
А.Е. Личко был человеком редкой эрудиции. Его великолепное знание истории поражало даже специалистов, а патографии известных людей (император Павел I, Керенский, Сталин, Гитлер) привлекали внимание самых широких кругов читателей. Иногда, соглашаясь на настойчивые просьбы, особенно гостей Петербурга, А.Е. Личко проводил, выражаясь современным языком, авторские экскурсии по городу. Особенно посчастливилось тем, кто прошел с ним по памятным местам жизни Ф.М. Достоевского, творчество которого он знал досконально. А.Е. Личко любил общаться с молодежью. Его лекции-семинары, проводимые на школах молодых психиатров СССР, были самыми посещаемыми. На них собиралась не только молодежь, но и известные психиатры страны.
Многие подростковые психиатры страны считают А.Е. Личко своим Учителем. Только лишь среди непосредственных его учеников есть много известных специалистов-профессоров, успешно работающих в Санкт-Петербурге (А.А. Александров, И.А. Горькавая, Ю.В. Попов, Э.Г. Эйдемиллер), Москве (Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский), Одессе (В.С. Битенский).
С 1993 года отделение возглавляет заслуженный деятель науки РФ, профессор, доктор медицинских наук Ю.В. Попов. С учетом опыта четырехлетнего сотрудничества с подростковой службой Стокгольма (Швеция) с 2003 года отделение было преобразовано в стационарное. С 2006 года отделение представляет собой круглосуточный стационар на 20 коек и дневной стационар на 15 мест, позволяющий не отрывать подростков от семьи и школы.
[ закрыть ]
Учебно-преподавательская деятельность
ЦИКЛ «ОСНОВЫ СУИЦИДОЛОГИИ И КРИЗИСНЫХ СОСТОЯНИЙ» (72 учебных часа)
Цикл тематического усовершенствования, на котором рассматриваются основы суицидологии: дифференциальная диагностика суицидов, медикаментозная терапия, психотерапия и профилактика суицидального поведения, этические и юридические аспекты суицидологии, а также психопатологические проявления у лиц, находящихся или находившихся в кризисных ситуациях (боевые действия, террористические акты, изоляция, сексуальное насилие), ПТСР. В рамках цикла предусмотрены клинические разборы пациентов, практические семинары по лекционной тематике, стажировка на отделениях Института. Цикл будет интересен врачам психиатрам, психотерапевтам, неврологам, врачам скорой медицинской помощи, онкологам, врачам других специальностей, оказывающих паллиативную помощь больным, врачам, работающим с лицами молодого возраста.
Расписание цикла:
ЦИКЛ «РАССТРОЙСТВА ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ» (36 учебных часов)
Руководитель программы: к.м.н. А.А.Пичиков
Цикл тематического усовершенствования, на котором рассматриваются основные понятия, эпидемиология, типология, факторы риска, критерии диагностики расстройств пищевого поведения (нервной анорексии, нервной булимии, компульсивного переедания); возрастные и гендерные особенности нарушений пищевого поведения при различных психических расстройствах; алгоритмы оказания стационарной и амбулаторной помощи (включая
соматоторопную терапию, нутритивную поддержку); теоретико-методологические основы психотерапии, цели и задачи психотерапевтического воздействия на больных с расстройствами пищевого поведения. В рамках цикла предусмотрены клинические разборы пациентов, практические семинары по лекционной тематике, стажировка на отделениях Института. Цикл предназначен для врачей любых специальностей, занимающихся лечением больных с расстройствами пищевого поведения, медицинских психологов.
Расписание цикла:
Также в Институте проводятся:
Выездные циклы тематического усовершенствования для психологов:
[ закрыть ]
Отделение лечения психических расстройств у лиц молодого возраста (11 отделение) –
3-й корпус, 2-й этаж
понедельник – пятница с 9:00 до 16:12
+7 (812) 412-92-35 (Заведующий отделением: Писевич Михаил Владимирович)
11otdelenie@bekhterev.ru, 11-zav@bekhterev.ru
Научный руководитель отделения:
Попов Юрий Васильевич
Заведующий отделением:
Писевич Михаил Владимирович