Депрессия как междисциплинарная проблема в современной медицине
72 учебных часа
21.09.2020-02.10.2020
Руководитель программы: д.м.н. Г.Э. Мазо
Цель программы – расширение представлений об оптимизации процесса диагностики и дифференцированного подхода к назначению терапии у пациентов с депрессивными нарушениями.
При прохождении курса обучающиеся получат знания по основным патофизиологическим механизмам формирования депрессии, определяющим специфичность терапевтического подхода. Подробное рассмотрение генетических аспектов, определяющих связь депрессии с широким кругом соматической патологии, нацелено на формирование у врачей практических навыков ранней диагностики депрессивных состояний. Программа предусматривает получение современных знаний о классификации депрессивных расстройств в рамках различных нозологических категорий (депрессивное расстройство, биполярное расстройство, шизофрения, эпилепсия), а также особенности течения депрессии у больных с соматической патологией. Роль гормональных показателей в формировании аффективной патологии будет рассмотрена при депрессиях, связанных с репродуктивным циклом женщин (дисфорическое предменструальное расстройство, послеродовая депрессия, аффективные расстройства в период пери менопаузального перехода). Особенности проведения терапии депрессии при беременности будут представлены на основании современных рекомендаций.
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации нацелена на широкий круг врачебной аудитории (психиатры, неврологи, терапевты, эндокринологи, гинекологи), что определяется широким распространением депрессивных расстройств в практике не только врачей психиатров, но и в общесоматической сети, также для преподавателей ВУЗов, преподающих следующие дисциплины: «психиатрия», «психосоматическая медицина».
[ закрыть ]
Лечение психических расстройств
108 учебных часов
Руководитель программы: профессор, д.м.н. М.В. Иванов
Цикл тематического усовершенствования, на котором дается полный обзор современных методов лечения психических расстройств, включающих психофармакологию и электросудорожную терапию. На цикле уделяется внимание вопросам преодоления терапевтической резистентности, купированию побочных явлений, возникающих в результате проводимой медикаментозной терапии. В рамках цикла предусмотрены клинические разборы пациентов, практические семинары по лекционной тематике, стажировка на отделениях Центра.
Цикл предназначен врачам-специалистам, оказывающим помощь больным с психическими расстройствами: психиатрам, неврологам, психотерапевтам, наркологам, клиническим фармакологам.
[ закрыть ]
Клиническая психофармакология
72 учебных часа
Руководитель программы: д.м.н. М.Ю. Попов
Цикл тематического усовершенствования, на котором подробно изучаются вопросы психофармакотерапии: общие вопросы патогенеза психических заболеваний, нейрофизиологические предпосылки развития психотропного эффекта, классификация психотропных препаратов, фармакодинамика психотропных препаратов, фармакокинетика психотропных препаратов, основные принципы назначения психотропных препаратов. Подробно изучаются основные группы психотропных препаратов: типичные и атипичные антипсихотики, показания к назначению и адекватность использования в психиатрической практике; антидепрессанты, особенности терапевтического применения антидепрессантов при психических нарушениях; анксиолитические препараты, отличительные особенности и показания к назначению; снотворные, противосудорожные и противоэпилептические средства; особенности использования в психиатрии, наркологии и неврологии; средства, улучшающие нейрокогнитивное функционирование. Способы преодоления терапевтической резистентности и оптимизации терапии психотропными средствами. Перспективные пути развития психофармакологии.
Цикл рассчитан на врачей-психиатров, будет интересен неврологам, наркологам, геронтологам, терапевтам, врачам других специальностей, использующим в своей практике психотропные средства.
[ закрыть ]
Основы психофармакологии
36 учебных часов
Руководитель программы: д.м.н. М.Ю. Попов
В рамках учебного цикла рассматриваются фундаментальные аспекты формирования психотропного эффекта с учетом нейроанатомии, нейрофизиологии и нейрохимии. Изучаются клинико-экспериментальные предпосылки формирования психотропного эффекта и моделей психической патологии. Рассматриваются нарушения функционирования медиаторных систем и нейрорецепторной активности при психотических расстройствах, нарушениях настроения, тревожных состояниях, нарушениях нейрокогнитивного функционирования.
С учетом действующей классификации психотропных средств рассматриваются фармакодинамические и фармакокинетические характеристики препаратов, влияющие на состояние патологических и нормальных функций мозга. Детально разбираются вопросы, связанные с механизмом действия основных классов психотропных средств: антипсихотиков, антидепрессантов, анксиолитиков, снотворных, тимостабилизаторов, противосудорожных и противоэпилептических средств, а также ноотропов и других препаратов, улучшающих нейрокогнитивное функционирование. Оцениваются развитие специфических и неспецифических эффектов, формирующихся при назначении психотропных средств в зависимости от применяемых доз и способов введения препаратов. Наряду с фармакодинамикой психотропных препаратов, рассматривается значение фармакокинетических характеристик для развития психотропного эффекта.
Патогенетический подход обоснованного назначения психотропных препаратов предусматривает важную роль патокинетического фактора в формировании и течении психической патологии, что определяет дифференцированный подход к назначению препаратов в зависимости от тяжести и длительности течения болезни.
Цикл рассчитан на врачей-психиатров, будет интересен неврологам, наркологам, геронтологам, терапевтам, врачам других специальностей, использующим в своей практике психотропные средства.
[ закрыть ]
Фармакодинамика, фармакокинетика, основные принципы использования психотропных препаратов
16 учебных часов
С 28.09.2020 по индивидуальному плану
Автор и лектор: д.м.н. М.Ю. Попов
На цикле рассматриваются общие вопросы фармакодинамики, фармакокинетики, использования психотропных препаратов.
Цикл предназначен врачам-специалистам, оказывающим помощь больным с психическими расстройствами: психиатрам, неврологам, психотерапевтам, наркологам, клиническим фармакологам.
[ закрыть ]
Фармакотерапия психических расстройств на стационарном и амбулаторном этапах оказания психиатрической помощи
Руководитель программы: д.м.н. М.Ю. Попов
В рамках учебного цикла рассматриваются вопросы адекватного применения антипсихотиков, антидепрессантов, анксиолитиков, снотворных, тимостабилизаторов, противосудорожных, противоэпилептических средств и препаратов, улучшающих нейрокогнитивное функционирование, на стационарном и амбулаторном этапах оказания специализированной психиатрической медицинской помощи. Проводятся клинические разборы, анализируются реальные истории болезни, на примере которых оценивается адекватность и рациональность фармакотерапии в каждом конкретном случае.
Особое внимание уделяется значению фармакодинамических и фармакокинетических параметров для формирования терапевтического или нежелательного действия при индивидуальном подходе к назначению фармакотерапевтического пособия.
Разбираются основные принципы комбинированной фармакотерапии с позиций взаимодействия психотропных препаратов с учетом особенностей их фармакодинамики и фармакокинетики. Рассматриваются способы преодоления терапевтической резистентности и оптимизации терапии психотропными средствами и «непсихотропными» препаратами (бета-блокаторы, блокаторы кальциевых каналов, альфа-адреномиметики и др.).
Цикл рассчитан на врачей-психиатров, будет интересен неврологам, наркологам, геронтологам, терапевтам, врачам других специальностей, использующим в своей практике психотропные средства.
[ закрыть ]
Основы психотерапии
36 учебных часов
Авторы программы: доцент, д.м.н. Т. А. Караваева, доцент, д.м.н. А.В. Васильева
Курс посвящен рассмотрению основных базовых, методологических понятий психотерапии. Рассматриваются основные теоретические направления: динамическое, когнитивно-поведенческое, экзистенциально–гуманистическое, теории личности. Подробно изучаются этико-правовые аспекты оказания психотерапевтической помощи. Приводятся современные взгляды на оценку эффективности психотерапии. Излагаются основные понятия психотерапии, рассматривается структура и содержание психотерапевтического процесса, принципы формирования психотерапевтической стратегии, основы психотерапевтического контакта и контракта.
Цикл будет интересен врачам-психиатрам, психотерапевтам, медицинским психологам, психологам, врачам других специальностей.
[ закрыть ]
Профессиональный контакт в практике врача-психотерапевта
36 учебных часов
05.10.2020-09.10.2020
Руководитель программы: М.В. Фомичева
На программе освещаются следующие вопросы: особенности формирования личности психотерапевта и психолога. Характер взаимодействия в условиях психотерапевтического процесса. Цели и задачи психотерапевтического контакта. Основные этапы психотерапевтического контакта. Сложности в процессе взаимодействия психотерапевта и клиента. На курсе слушатели овладеют навыками проведения психотерапевтической консультации пациентов различных групп. Занятия проводятся в форме микролекций, семинаров, тренингов, супервизий.
Цикл будет интересен: психотерапевтам, психиатрам, педагогам, психологам, социологам, неврологам, студентам старших курсов ВУЗов психологического, медицинского и педагогического профиля.
[ закрыть ]
Невротические и пограничные психические расстройства
72 учебных часа
Авторы программы: доцент, д.м.н. Т.А. Караваева, доцент, д.м.н. А.В. Васильева
В рамках курса рассматриваются следующие вопросы: патогенетическая концепция невротических расстройств В.Н. Мясищева. Характеристики интрапсихического конфликта и неврозогенеза при истерическом неврозе, неврастении и неврозе навязчивых состояний. Определение и дифференциальная диагностика невротических расстройств (неврозов) и расстройств невротического уровня. Невротические расстройства в МКБ-10. Техника анамнестического интервью невротических больных. Методы патогенетической и симптоматической психотерапии в лечении невротических расстройств. Соотношение психотерапии и психофармакотерапии в лечении невротических расстройств.
Вторая часть курса посвящена рассмотрению клинических, клинико-психологических, клинико-патогенетических характеристик основных пограничных психических расстройств, в комплексном лечении которых ведущее значение имеют психотерапевтические воздействия (расстройства адаптации, реакции на стресс, психосоматические расстройства, расстройства зрелой личности). Рассматриваются вопросы клиники и диагностики расстройств адаптации, ПТСР. Изучаются механизмы формирования, виды, клинические особенности психосоматических расстройств, характерные для этой патологии психотерапевтические мишени. Приводятся критерии дифференциальной диагностики, классификация и психопатологические проявления личностных расстройств, рассматриваются вопросы взаимодействия специалистов с данной категорией больных.
Цикл будет интересен врачам-психиатрам, психотерапевтам, медицинским психологам, психологам, врачам других специальностей.
[ закрыть ]
Невротические расстройства: патогенез, клиника, дифференциальная диагностика, принципы терапии
36 учебных часов
Авторы программы: доцент, д.м.н. Т.А. Караваева, доцент, д.м.н. А.В. Васильева
В рамках курса рассматриваются следующие вопросы: патогенетическая концепция невротических расстройств В.Н. Мясищева. Характеристики интрапсихического конфликта и неврозогенеза при истерическом неврозе, неврастении и неврозе навязчивых состояний. Определение и дифференциальная диагностика невротических расстройств (неврозов) и расстройств невротического уровня. Невротические расстройства в МКБ-10. Техника анамнестического интервью невротических больных. Методы патогенетической и симптоматической психотерапии в лечении невротических расстройств. Соотношение психотерапии и психофармакотерапии в лечении невротических расстройств.
Цикл будет интересен врачам-психиатрам, психотерапевтам, медицинским психологам, психологам, врачам других специальностей.
Цикл тематического усовершенствования, который дает возможность врачам-специалистам, работающим в сфере охраны психического здоровья, ознакомиться с самым спорным, но на сегодняшний день остающимся самым эффективным, методом лечения психических расстройств, в том
числе осложненных терапевтической резистентностью. Обучающиеся познакомятся с показаниями, противопоказаниями, методиками проведения электросудорожной терапии, смогут увидеть технику проведения процедуры, оценить эффективность метода. В рамках цикла предусмотрены клинические разборы пациентов, практические семинары по лекционной тематике, стажировка на отделениях Центра.
[ закрыть ]
Суицидология и кризисная психиатрия
72 учебных часа
Руководитель программы: к.м.н. А.А. Пичиков
Цикл тематического усовершенствования, на котором рассматриваются основные понятия и история развития суицидологии, эпидемиология суицида и суицидальных попыток, возрастные и гендерные аспекты суицидологии, концепции суицидального поведения, типология суицидов, основные факторы суицидального риска. Обсуждаются особенности суицидального поведения при различной психической патологии, диагностика суицидального поведения, оценка суицидального риска, организация помощи суицидентам, психотерапевтическое и медикаментозное сопровождение лица с суицидальными проявлениями. Значительное внимание в цикле уделяется аспектам самоповреждающего поведения в молодом возрасте, психотерапевтическим методам работы с подростками, предпринявшими суицидальную попытку. На цикле рассматриваются вопросы, связанные с кризисными состояниями и психиатрией войн, катастроф и чрезвычайных ситуаций. На цикле обсуждаются феноменология, диагностика и терапия ПТСР и стрессовых расстройств, особенности психопатологических проявлений у лиц, находившихся в кризисных ситуациях (боевые действия, террористические акты, изоляция, взятие заложников), особенности кризисной интервенции при синдроме утраты и переживания горя, последствия и основные принципы консультирования при сексуальном и физическом насилии, современные методы оптимизации лечения кризисных состояний (фармакотерапия и психотерапия). В рамках цикла предусмотрены клинические разборы пациентов, практические семинары по лекционной тематике, стажировка на отделениях Института.
Цикл будет интересен врачам психиатрам, психотерапевтам, неврологам, врачам скорой медицинской помощи, онкологам, врачам других специальностей, оказывающих паллиативную помощь больным, врачам, работающим с лицами молодого возраста.
[ закрыть ]
Суицидология
36 учебных часов
Руководитель программы: к.м.н. А.А. Пичиков
Цикл тематического усовершенствования, на котором рассматриваются основные понятия и история развития суицидологии, эпидемиология суицида и суицидальных попыток, возрастные и гендерные аспекты суицидологии, концепции суицидального поведения, типология суицидов, основные факторы суицидального риска. Обсуждаются особенности суицидального поведения при различной психической патологии, диагностика суицидального поведения, оценка суицидального риска, организация помощи суицидентам, психотерапевтическое и медикаментозное сопровождение лица с суицидальными проявлениями. Значительное внимание в цикле уделяется аспектам самоповреждающего поведения в молодом возрасте, психотерапевтическим методам работы с подростками, предпринявшими суицидальную попытку. В рамках цикла предусмотрены клинические разборы пациентов, практические семинары по лекционной тематике, стажировка на отделениях Института.
Цикл будет интересен врачам психиатрам, психотерапевтам, неврологам, врачам скорой медицинской помощи, онкологам, врачам других специальностей, оказывающих паллиативную помощь больным, врачам, работающим с лицами молодого возраста.
[ закрыть ]
Кризисная психиатрия
36 учебных часов
Руководитель программы: к.м.н. А.А. Пичиков
Цикл тематического усовершенствования, на котором рассматриваются вопросы, связанные с кризисными состояниями и психиатрией войн, катастроф и чрезвычайных ситуаций. На цикле обсуждаются феноменология, диагностика и терапия ПТСР и стрессовых расстройств, особенности психопатологических проявлений у лиц, находившихся в кризисных ситуациях (боевые действия, террористические акты, изоляция, взятие заложников), особенности кризисной интервенции при синдроме утраты и переживания горя, последствия и основные принципы консультирования при сексуальном и физическом насилии, современные методы оптимизации лечения кризисных состояний (фармакотерапия и психотерапия). В рамках цикла предусмотрены клинические разборы пациентов, практические семинары по лекционной тематике, стажировка на отделениях Института.
Цикл будет интересен врачам психиатрам, психотерапевтам, неврологам, врачам скорой медицинской помощи, онкологам, врачам других специальностей, оказывающих паллиативную помощь больным, врачам, работающим с лицами молодого возраста.
[ закрыть ]
Современные методы лабораторной диагностики в психиатрии и неврологии
36 учебных часов
Руководитель программы: д.м.н. Р.Ф. Насырова
Цикл тематического усовершенствования, на котором представлены как традиционные, так и современные методы лабораторной диагностики, использующиеся в психиатрии и неврологии. Программа семинарских и лекционных занятий включает освещение теоретических основ современной лабораторной диагностики, знакомство с основными методами, а также обучение практическому применению отдельных видов лабораторных исследований при постановке дифференциального диагноза для различных нозологических форм. Стажировка в клинической лаборатории и на отделениях Центра позволит практикующим врачам психиатрам и неврологам, врачам лабораторной диагностики ознакомиться с арсеналом современных лабораторных методов, в том числе и методов молекулярной клинической диагностики, определяющих генетические и биомаркеры психических заболеваний, что расширит кругозор и даст возможность врачам-специалистам целенаправленно использовать данные методы для постановки и уточнения диагноза и повышения эффективности проводимого лечения.
Цикл предназначен для врачей-психиатров, неврологов, наркологов, врачей лабораторной диагностики, врачей других специальностей, желающих углубить свои знания в вопросах лабораторной диагностики.
[ закрыть ]
Фармакогенетическое тестирование в психиатрической практике
16 учебных часов
Руководитель программы: д.м.н. Р.Ф. Насырова
Цикл предназначен для врачей — психиатров, наркологов, клинических фармакологов, медицинских генетиков, врачей клинической лабораторной диагностики и врачей других специальностей, использующих в клинической практике фармакогенетическое тестирование для персонализации применения психотропных препаратов с целью повышения эффективности и безопасности психофармакотерапии. На цикле дается информация по базовым понятиям фармакогенетики и по фармакогенетике психотропных препаратов, рассматриваются возможности и перспективы применения фармакогенетического тестирования в реальной клинической практике. Цикл позволит сформировать компетенции в определении показаний к его проведению, клинической интерпретации, технологий и организации фармакогенетической лаборатории в ЛПУ.
[ закрыть ]
Эпилепсия (дифференциальная диагностика, лечение)
36 учебных часов
Авторы программы: к.м.н. С.Д. Табулина
Цикл тематического усовершенствования, на котором представлен современный подход к дифференциальной диагностике, лечению больных эпилепсией с учетом этиологического фактора, типа эпилепсии и эпилептического синдрома, особенностей клинического течения заболевания и наличия коморбидных состояний.
Цикл предназначен неврологам, психиатрам, психиатрам-наркологам, врачам функциональной диагностики.
[ закрыть ]
Общие вопросы детской психиатрии и синдромология детского возраста
36 учебных часов
Авторы и лекторы цикла: профессор, д.м.н. И.В. Макаров, к.м.н. Р.Ф. Гасанов
Цикл тематического усовершенствования, на котором рассматриваются следующие вопросы: ключевые вопросы детской психиатрии (история, эпидемиология, биологические и социальные факторы, детская психиатрическая служба в России и в Санкт-Петербурге), синдромы в детской психиатрии, деперсонализация, епрессии у детей и подростков, синдром фантазирования у детей.
Цикл рассчитан на детских и подростковых психиатров, проходящих усовершенствование по специальности, а также на взрослых психиатров, которые хотят углубить свои знания в области детской психиатрии. Цикл может быть интересен клиническим (медицинским) психологам, неврологам и психотерапевтам.
[ закрыть ]
Состояния когнитивного дефицита у детей
36 учебных часов
Авторы и лекторы цикла: профессор, д.м.н. И.В. Макаров, к.м.н. Р.Ф. Гасанов
Цикл тематического усовершенствования, на котором рассматриваются следующие вопросы: умственная отсталость у детей, клинико-физиологическая классификация умственной отсталости, атоническая форма умственной отсталости, задержки психического развития у детей, нарушения речевого развития у детей, методы реабилитации у детей с ЗПР и ЗРР.
Цикл рассчитан на детских и подростковых психиатров, проходящих усовершенствование по специальности, а также на взрослых психиатров, которые хотят углубить свои знания в области детской психиатрии. Цикл может быть интересен клиническим (медицинским) психологам, неврологам и психотерапевтам.
[ закрыть ]
Психотические расстройства и аутизм у детей
36 учебных часов
Авторы и лекторы цикла: профессор, д.м.н. И.В. Макаров, к.м.н. Р.Ф. Гасанов
Цикл тематического усовершенствования, на котором рассматриваются следующие вопросы: аутизм Каннера, синдром Аспергера, нарушения сна у детей, шизофрения в детском возрасте, органические психические расстройства у детей и подростков.
Цикл рассчитан на детских и подростковых психиатров, проходящих усовершенствование по специальности, а также на взрослых психиатров, которые хотят углубить свои знания в области детской психиатрии. Цикл может быть интересен клиническим (медицинским) психологам, неврологам и психотерапевтам.
[ закрыть ]
Современные технологии оказания психиатрической и наркологической помощи
36 учебных часов
Руководитель программа: д.м.н. Н.В. Семенова
На цикле рассматриваются следующие вопросы: здоровье населения, статика и динамика, показатели заболеваемости; психическое здоровье населения и методы его оценки; обязательное медицинское страхование; системы здравоохранения в зарубежных странах; обеспеченность населения психиатрической помощью; показатели и анализ работы амбулаторных и стационарных психиатрических учреждений; оказание специализированных видов медицинской помощи населению, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь; стационар замещающие технологии, телемедицинское консультирование; качество психиатрической помощи: структура, процесс и результат, обеспечение качества; контроль качества оказания медицинской помощи, виды и уровни контроля, система управления качеством медицинской помощи; кадры здравоохранения: основные проблемы,. современный взгляд на подготовку кадров высшего и среднего звена; тайм менеджмент.
Цикл будет интересен главным врачам медицинских учреждений, их заместителям, заведующим отделений, а также врачам любых специальностей.
[ закрыть ]
Пограничные психические расстройства у детей
36 учебных часов
Авторы и лекторы цикла: профессор, д.м.н. И.В. Макаров, к.м.н. Р.Ф. Гасанов
Цикл тематического усовершенствования, на котором рассматриваются следующие вопросы: гиперкинетическое расстройство (СДВГ), регрессии раннего детского возраста, психические расстройства при эпилепсии у детей, тикозные расстройства детского возраста, общие вопросы психопатий и расстройств поведения.
Цикл рассчитан на детских и подростковых психиатров, проходящих усовершенствование по специальности, а также на взрослых психиатров, которые хотят углубить свои знания в области детской психиатрии. Цикл может быть интересен клиническим (медицинским) психологам, неврологам и психотерапевтам.
[ закрыть ]
Интегративная терапия психозов
72 учебных часа
Руководитель программы: д.м.н. Н.Б. Лутова
Цикл тематического усовершенствования, посвященный биопсихосоциальной модели лечения больных с расстройствами психотического уровня. На цикле рассматриваются следующие вопросы: современные подходы психотерапии психозов, психодинамические аспекты эндогенных заболеваний; основы психодинамической диагностики; основы семейной психотерапии; когнитивно-аналитическая терапия, элементы транзактной терапии; краткосрочная фокальная терапия; специфические эффекты взаимодействия психо- и фармакотерапии; психотерапия пациентов с эндогенными психическими заболеваниями; основные этиопатогенетические модели эндогенных заболеваний и соответствующие им модели психотерапевтических подходов; основные цели и этапы психотерапии; практические занятия по индивидуальной, семейной и различным вариантам групповой психотерапии; когнитивная психотерапия, методики когнитивной тренировки мышления у пациентов с шизофренией; психообразовательные программы в лечении и реабилитации. В рамках цикла предусмотрены клинические разборы пациентов, практические семинары по лекционной тематике.
[ закрыть ]
Психосоматические расстройства и психотерапия в онкологии
36 учебных часов
Авторы программы: доцент, д.м.н. Т.А. Караваева, доцент, д.м.н. А.В. Васильева
Курс посвящен углубленному, комплексному рассмотрению психосоматических расстройств с позиции биопсихосоциальной концепции развития заболеваний. Изучаются основные теоретические концепции и механизмы формирования психосоматических расстройств, история развития представлений о роли различных факторов в их патогенезе. Рассматривается классификация психосоматических расстройств, критерии диагностики, клинические проявления. Изучаются психологические механизмы адаптации к болезни, личностное реагирование пациента на диагноз, болезнь и ее последствия, особенности формирования внутренней картины болезни. В рамках курса рассматриваются особенности клинических проявлений коморбидных психических расстройств у больных с онкологическими заболеваниями, особенности формирования ПТСР, основные направления в психотерапии онкологических пациентов и их родственников. Обсуждаются основные направления и задачи психолога, психотерапевта в лечебном учреждении соматического профиля.
Будут представлены научно-обоснованные подходы к психофармакотерапии психосоматических заболеваний.
Цикл будет интересен врачам-психиатрам, психотерапевтам, медицинским психологам, психологам, терапевтам, врачам общей практики, врачам-онкологам,врачам других специальностей, имеющим профессиональный контакт с больными, нуждающимися в паллиативной помощи.
[ закрыть ]
Нарушения сна и пищевого поведения при невротических и психотических расстройствах
72 учебных часа
Авторы программы: доцент, д.м.н. Т.А. Караваева, доцент, д.м.н. А.В. Васильева, к.м.н. А.А.
Пичиков, М.В. Фомичева
Курс посвящен рассмотрению различных видов нарушений сна и пищевого поведения.
В рамках цикла будут рассмотрены физиологические процессы сна и их функциональное значение для организма. Описаны различные нозологии расстройств сна и приведены основные терапевтические подходы как медикаментозные, так и психотерапевтические для коррекции данных нарушений. Подробно будут рассмотрены следующие вопросы: структура сна и его физиологические функции; психологические факторы, влияющие на нарушения сна, их психологическая коррекция и психотерапия нарушений сна.
Будет изучаться проблема психогенного переедания, как одной из главных предпосылок формирования пищевой зависимости и избыточной массой тела. В рамках курса будут рассмотрены виды, особенности психогенного переедания и его отличие от алиментарного ожирения. На лекциях будут освещены причины возникновения и специфика формирования психогенного переедания, методы диагностики психогенного переедания; основные направления в психотерапии в работе с этими пациентами. На цикле рассматриваются основные биопсихосоциальные аспекты регуляции пищевого поведения. На цикле обсуждаются основные типы расстройств пищевого поведения согласно современным классификациям: нервная анорексия, нервная булимия, психогенное переедание, психогенная рвота (МКБ-10), а также избегающе-ограничительное расстройство пищевого поведения, расстройство руминации, компульсивное переедание (DSM-V). Значительное внимание уделяется особенностям манифестации и профилактики расстройств пищевого поведения в молодом возрасте, а также оценке различных нарушений, связанных с данными заболеваниями (коморбидная психическая патология, интероцепция, нейрокогнитивный статус, телесная дисморфия, орторексия). Рассматриваются современные фармакотерапевтические и психотерапевтические подходы к лечению расстройств пищевого поведения, в том числе когнитивно-поведенческих подходов, нейрокогнитивной ремедиации.
В рамках цикла предусмотрены клинические разборы пациентов, практические семинары по лекционной тематике, стажировка на отделениях Института.
Цикл будет интересен врачам-психиатрам, психотерапевтам, эндокринологам, диетологам, врачам других специальностей, оказывающих помощь лицам с нарушениями пищевого поведения, врачам, работающим с лицами молодого возраста, медицинским психологам.
[ закрыть ]
Психогенные расстройства сна и пищевого поведения
36 учебных часов
Авторы программы: доцент, д.м.н. Т.А. Караваева, доцент, д.м.н. А.В. Васильева, М.В. Фомичева
Курс посвящен рассмотрению различных видов нарушений сна. В рамках курса будут рассмотрены физиологические процессы сна и их функциональное значение для организма. Описаны различные нозологии расстройств сна и приведены основные терапевтические подходы как медикаментозные, так и психотерапевтические для коррекции данных нарушений. Подробно будут рассмотрены следующие вопросы: структура сна и его физиологические функции; психологические факторы, влияющие на нарушения сна, их психологическая коррекция и психотерапия нарушений сна. Будет изучаться проблема психогенного переедания, как одной из главных предпосылок формирования пищевой зависимости и избыточной массой тела. В рамках курса будут рассмотрены виды, особенности психогенного переедания и его отличие от алиментарного ожирения. На лекциях будут освещены причины возникновения и специфика формирования психогенного переедания, методы диагностики психогенного переедания; основные направления в психотерапии в работе с этими пациентами.
Цикл будет интересен врачам-психиатрам, психотерапевтам, медицинским психологам, психологам, врачам других специальностей.
[ закрыть ]
Расстройства пищевого поведения
36 учебных часов
Руководитель программы: к.м.н. А.А. Пичиков
Цикл тематического усовершенствования, на котором рассматриваются основные биопсихосоциальные аспекты регуляции пищевого поведения. На цикле обсуждаются основные типы расстройств пищевого поведения согласно современным классификациям: нервная анорексия, нервная булимия, психогенное переедание, психогенная рвота, пика (МКБ-10), а также избегающе-ограничительное расстройство пищевого поведения, расстройство руминации, компульсивное переедание (DSM-V). Значительное внимание уделяется особенностям манифестации и профилактики расстройств пищевого поведения в молодом возрасте, а также оценке различных нарушений, связанных с данными заболеваниями (коморбидная психическая патология, интероцепция, нейрокогнитивный статус, телесная дисморфия, орторексия). Рассматриваются современные фармакотерапевтические и психотерапевтические подходы к лечению расстройств пищевого поведения, в том числе когнитивно-поведенческих подходов, нейрокогнитивной ремедиации. В рамках цикла предусмотрены клинические разборы пациентов, практические семинары по лекционной тематике,
Цикл будет интересен врачам психиатрам, психотерапевтам, эндокринологам, диетологам, врачам других специальностей, оказывающих помощь лицам с нарушениями пищевого поведения, врачам, работающим с лицами молодого возраста.
[ закрыть ]
Пограничные психические расстройства: расстройства личности, расстройства адаптации и реакция на стресс, аффективные расстройства настроения, психосоматические расстройства
36 учебных часов
Авторы программы: доцент, д.м.н. Т.А. Караваева, доцент, д.м.н. А.В. Васильева
Курс посвящен рассмотрению клинических, клинико-психологических, клинико-патогенетических характеристик основных пограничных психических расстройств, в комплексном лечении которых ведущее значение имеют психотерапевтические воздействия (расстройства адаптации, реакции на стресс, психосоматические расстройства, расстройства зрелой личности). Рассматриваются вопросы клиники и диагностики расстройств адаптации, ПТСР. Изучаются механизмы формирования, виды, клинические особенности психосоматических расстройств, характерные для этой патологии психотерапевтические мишени. Приводятся критерии дифференциальной диагностики, классификация и психопатологические проявления личностных расстройств, рассматриваются вопросы взаимодействия специалистов с данной категорией больных.
Цикл будет интересен врачам-психиатрам, психотерапевтам, медицинским психологам, психологам, врачам других специальностей.
[ закрыть ]
Методика планирования и проведения клинических исследований лекарственных средств в психиатрии и наркологии в соответствии с правилами качественной клинической практики (GCP)
36 учебных часов
Руководитель программа: д.м.н. Н.В. Семенова
Надлежащая клиническая практика (Good Сlinical Рractice, GCP) – этический и научный стандарт клинических исследований, охватывающий планирование, проведение, завершение, проверку, анализ результатов, составление отчетов и ведение документации, который обеспечивает научную значимость исследований, их этическую приемлемость и полную документированность клинических характеристик изучаемого лекарственного препарата. Соблюдение указанного стандарта служит для общества гарантией того, что права, безопасность и благополучие субъектов исследования защищены, согласуются с принципами, заложенными Хельсинкской декларацией Всемирной медицинской ассоциации, и что данные клинического исследования достоверны.
Особенностью клинических исследований в психиатрии и наркологии является то, что пациенты с психическими расстройствами являются одним из уязвимых контингентов участников исследования. Это накладывает, с одной стороны, определенные этические рамки на организацию и процедуры исследования, в частности, при разработке дизайна исследования, использовании плацебо-контроля, получении информированного согласия, включении пациентов с психотическими расстройствами или деменцией. С другой стороны, имеется особая специфика в применении клинических шкал и опросников, выявлении и регистрации нежелательных явлений и реакций, при оценке безопасности.
Программа курса включает теоретическую подготовку и отработку практических навыков, необходимых для решения различных задач и проблем в рамках клинических исследований в психиатрии и наркологии, в соответствии с предъявляемыми к ним международными и локальными требованиями.
Темы, предоставленные в рамках курса, охватывают различные аспекты Надлежащей клинической практики: понятие и виды клинических исследований, принципы ICH GCP, документы клинических исследований, информированное согласие, вопросы этики, ответственность участников, безопасность, учет и хранение исследуемых препаратов, нежелательные явления, мониторинг и аудит, публикация результатов исследования и пр.
Преподаватели:
Семенова Наталия Владимировна, д.м.н., руководитель научно-организационного отделения, Председатель Независимого этического комитета при НМИЦ ПН им. В.М. Бехтерева, опыт работы в области клинических исследований – более 10 лет.
Козловский Владимир Леонидович, д.м.н., руководитель отделения психофармакологии и фармакотерапии больных с резистентными состояниями, член Независимого этического комитета при НМИЦ ПН им. В.М. Бехтерева, опыт работы в области клинических исследований – более 15 лет.
Янушко Мария Григорьевна, к.м.н., ведущий научный сотрудник отделения биологической терапии психически больных, опыт работы в области клинических исследований – более 15 лет.
Громыко Дмитрий Иванович, к.м.н., старший научный сотрудник, заведующий отделением терапии больных с аддиктивной патологией, заместитель Председателя Независимого этического комитета при НМИЦ ПН им. В.М. Бехтерева, опыт работы в области клинических исследований – более 10 лет.
Курс предназначен для руководителей психиатрических учреждений, в которых проводятся или планируются клинические исследования, врачей-исследователей и исследовательского персонала, членов комитетов по этике, специалистов в области клинических исследований в психиатрии и наркологии. По окончании обучения выдается удостоверение о повышении квалификации.
[ закрыть ]
ул. Бехтерева 3, 192019, Санкт-Петербург, Россия
Отдел региональных программ — 6-й корпус, 2-й этаж
понедельник – пятница с 10:00 до 16:00
+7 (921) 897-80-48, +7 (812) 670-02-74
+7 (812) 670-02-63
Руководитель отдела: Шеметова Ольга Михайловна
Заместитель руководителя: Бутаева Гузель Захировна
Менеджер отдела: Алексеева Марина Владимировна
Как проехать:
— от ст.м. «Площадь Александра Невского»
автобусом № 8, трол. № 16 до остановки «улица Бехтерева»;
— от ст.м. «Елизаровская»
на автобусе «Эврика» до Т-4 или маршрутном такси № 117 до ул. Бехтерева.