Вакнин Елена Евгеньевна

Старший научный сотрудник

Доктор психологических наук, доцент

Вакнин Елена Евгеньевна ─ профессор кафедры клинической психологии и психологической помощи института психологии и педагогики РГПУ им. А.И. Герцена, профессор кафедры психиатрии и наркологии СПб ГПМУ, Rektor Balti Rakendus Logotheraapia Instituut (Esti), Außerordentlicher Professor Süddeutschen Institut für Logotherapie und Existenzanalyse nach Victor Frankl (Deutschland), член Общественного Совета при Главном следственном управлении Следственного комитета Российской Федерации по городу Санкт-Петербургу, зарегистрирована в федеральном реестре экспертов научно-технической сферы ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ (Свидетельство № 08-03349).

Елена Евгеньевна ─ автор более 200 научных публикаций, в том числе 9 монографий, более 30 учебных и учебно-методических пособий. Имеет патент Российской Федерации на изобретение № 2297180 «Способ многомерной психологической диагностики детской тревожности», а также Свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2013620501 от 13.04.2013 «База ситуационных задач» Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентов и товарных знаков.

Образование: 

  • 1991 г. — окончила психологический факультет Ленинградского государственного университета (квалификация – «Психолог; преподаватель»);
  • 1998 г. – присвоена степень кандидата психологических наук по специальности 19.00.04 – медицинская психология (кандидатская диссертация на тему «Восприятие воспитательной практики родителей больными неврозами подростками»)
  • 2007 г. – присвоено звание доцента по кафедре клинической психологии
  • 2010 г. – присвоена квалификация «Преподаватель высшей школы»
  • 2012 г. – присвоено звание магистра естественно-научного образования по направлению «Превентология (профилактика социальных отклонений)»
  • 2014 г. – присвоена степень доктора психологических наук по специальности 19.00.04 – медицинская психология (докторская диссертация на тему «Тревожность и развитие личности в норме и при патологии»)
  • 2016 г. – окончила Московский государственный психолого-педагогический университет по программе профессиональной переподготовки «Логотерапия и экзистенциональный анализ» (квалификация – «Логотерапевт»)
  • 2017 г. – Süddeutschen Institut für Logotherapie und Existenzanalyse nach Victor Frankl (Deutschland) (Zertifikat «Logotherapeut»)

В рамках профессиональной переподготовки и повышения квалификации клинических психологов и психотеравпевтов на базе Учебного центра читает курсы: «Клиническая патопсихология», «Клиническая психология детей и подростков», «Психологическая реабилитация психически больных», «Патопсихологическая диагностика интеллекта и личности», «Онтология логотерапии», «Герменевтика кризиса и логотерапия кризисных состояний», «Некогнитивные методы логотерапии». Является руководителем специализации «Логотерапия и экзистенцанализ».

Сферы научно-практических интересов:эмоционально-поведенческие особенности детей и подростков с различными нервно-психическими и психосоматическими заболеваниями, разработка новых методов психологической диагностики, некогнитивные методы логотерапии; расстройства личности и зависимые формы поведения; ноогенные кризисы на разных стадиях онтогенеза; психологическая профилактика и реабилитация, супервизия.

Диагностическая и консультативная деятельность.

Вакнин Елена Евгеньевна проводит логотерапевтическое консультации семей, имеющих проблемного ребенка, в том числе ─ с психопатологией (консультирование, диагностика и коррекция). Является консультантом по вопросам психического здоровья, психологической помощи и логотерапии в периодических изданиях («МК Питер», «Аргументы и факты», «Невское время», «Час пик», «Учительская газета»), постоянный автор Интернет-ресурса «Детский психолог».

Монографии

  1. Астапов В.М., Малкова Е.Е. Тревожные расстройства в детском и подростковом возрасте. Теория и практика: монография – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2011. – 368 с.
  2. Психология общения / Богдановская И.М., Гончаров С.А., Гончарова О.М., Еремеев Б.А., Королева Н.Н., Куликова С.С., Носкова Т.Н., Панферов В.Н., Погосян В.А., Проект Ю.Л., Ромицына Е.Е., Трифонова Е.А.: энциклопедический словарь / Учреждение Российская академия образования “Психологический институт” ; под общ. ред. А. А. Бодалева.. Москва, 2011. – 599 с.
  3. Малкова Е.Е. Тревожность и развитие личности: монография – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2013. – 268 с.
  4. Семикин В.В., Малкова Е.Е. Модель и принципы функционирования системы психологического сопровождения деятельности гериатрической службы: Монография. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2014. – 139 с.
  5. Алёхин А.Н., Богдановская И.М., Королёва Н.Н., Малкова Е.Е. Клинико-психологические аспекты саморазрушающего поведения у подростков: монографиия / под ред. А.Н. Алехина, Е.А. Дубининой. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2018. – 199 с. – ISBN 978-5-8064-2629-2
  6. Белоколодов В.В., Вакнин Е.Е. Психология реабилитация зависимых: монография. – СПб., 2019. – 284 с. – ISBN 978-5-91753-147-2

Учебные и учебно-методические пособия

  1. Waknin E., Vogel G. Representation of a Human in the Logotherapy of Victor Frankl. Short course: study guide [Представление о человеке в логотерапии Виктора Франкля. Краткий курс: учебное пособие]. – Sillаmäe: Balti Rakendus Logotheraapia Instituut, 2020. – 144 p. – ISBN 978-5-91753-152-6
  2. Waknin E., Vogel G. Spiritual person and the realization of meaning in Logotherapy of Viktor Frankl. Short course: study guide. [Духовная личность и реализация смысла в логотерапии Виктора Франкля. Краткий курс: учебное пособие]. – Sillamäe: Balti Rakendus Logotheraapia Instituut, 2020. – 244 p. – ISBN 978-5-91753-155-7
  3. Вакнин Е.Е. Психологические технологии формирования приверженности лечению и реабилитации наркозависимых: практическое пособие / Е.Е. Вакнин, В.В. Белоколодов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 113 с. — (Профессиональная практика). — ISBN 978-5-534-09624-8. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/454164 (дата обращения: 12.05.2020).
  4. Вакнин Е.Е. Психологические технологии формирования приверженности лечению и реабилитации наркозависимых: учебное пособие для вузов / Е.Е. Вакнин, В. В. Белоколодов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 113 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08745-1. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/454038 (дата обращения: 12.05.2020).
  5. Астапов В.М. Эмоциональные нарушения в детском и подростковом возрасте. Тревожные расстройства: учебное пособие для вузов / В.М. Астапов, Е.Е. Вакнин. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 273 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06937-2. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/455539 (дата обращения: 12.05.2020).

Научные статьи

  1. Павлова Е.В., Вакнин Е.Е. Характеристики привязанности у девочек-подростков, страдающих нервной анорексией // Психическое здоровье. – № 3. – 2020. – С. 30-39.
  2. Алёхин А.Н., Вакнин Е.Е., Змановская Е.В., Лаптева А.В. Структурные компоненты феномена дружбы у подростков с нарушениями интеллекта // Сибирский психологический журнал. – 2019. – No 74. – С. 139–151. DOI: 10.17223/17267080/74/9 (0,76 п.л.) scopus (ИФ 0,829)
  3. Малкова Е.Е., Машнина Е.М. Проблема определения критериев нарушения речи у современных дошкольников в аспекте междисциплинарного взаимодействия специалистов // Педиатр. – 2019. – Т. 10. – No 1. – С. 117–126. – DOI: https://doi.org/10.17816/PED101117-126 (1,18 п.л.) (ИФ 0,341)
  4. Shoshina I., Malkova E., Lyubomirskaya D., Ivanov M., Tumova M. The deficiencies in filtering of the information at early levels of perception determine cognitive impairments in schizophrenia // International Journal of Psychophyssiology. – 1315. – 2018. – S. 162.
  5. Бойчева А.В., Малкова Е.Е. Особенности репродуктивного поведения и отношения к репродуктивному здоровью современных девочек-подростков // Научно-практический журнал «Вестник психотерапии». – СПб., 2016, № 59 (64). – С. 126-138 (0,88 п.л.)
  6. Круглов Л.С., Малкова Е.Е., Гнездилов А.В. Психогенно спровоцированные депрессии в пожилом возрасте: клинические характеристики, особенности актуальных психотравмирующих ситуаций и системы отношений / Л.С.Круглов, Е.Е.Малкова, А.В.Гнездилов // Успехи геронтологии. – М., 2015. – Т. 28, № 2, С. 387-392 (0,52 п.л.) SCOPUS
  7. Малкова Е.Е. Роль этнокультуральных факторов в психологической диагностике и коррекции эмоционально-поведенческих расстройств у детей и подростков. // Научно-практический журнал «Вестник психотерапии». – СПб., 2011, №38 (43), с. 47-58 (0,75 п.л.)

День открытых дверей Образовательного отделения

06.04.2021
День открытых дверей 24 апреля 12:00 Приглашаем на день открытых дверей выпускников медицинских ВУЗов и специалистов. Вы познакомитесь с Центром, возможностями поступления в ординатуру/аспирантуру, условиях прохождения переквалификации и о дополнительном профессиональном образовании. На встрече руководитель Образовательного отделения ответит на интересующие вопросы, а также ординаторы расскажут об учебном процессе.   Участие в мероприятии по предварительной записи читать дальше →