Каждая страна гордится своими выдающимися соотечественниками. Россия подарила миру великие имена, которые составляют золотой фонд нации. Выдающийся ученый ХХ столетия, невролог, психиатр и психолог Владимир Михайлович Бехтерев жил и работал в Санкт-Петербурге.

В 1907 году он основал первый в мире психоневрологический институт для «изучения мозга и его отправлений…». Это дало ему возможность организовать неврологическую и психиатрическую клиники, первую в России нейрохирургическую клинику и первый институт по изучению алкоголизма.

В.М. Бехтерев создал уникальную научную школу, позволившую ему воплотить в жизнь основную системную концепцию, сущность которой состоит в целостном подходе к человеку, получившую признание в современных программах психосоциальной реабилитации больных.

«Сегодня Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии имени В.М. Бехтерева является крупным научно-исследовательским и клиническим учреждением, в котором работают высококлассные специалисты в области психиатрии, психотерапии, медицинской психологии, наркологии, неврологии, нейрохирургии.»

Психоневрологический институт

«Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии (ранее — Психоневрологический институт), носящий с 1925 г. имя выдающегося отечественного ученого В.М. Бехтерева — первое в России научно-исследовательское и высшее учебное заведение, организованное для научной разработки психологии, психиатрии, неврологии и других дисциплин, изучающих психику человека.»

История возникновения Психоневрологического института связана с обращением в 1904 году Международной ассоциации академий (Россию в ней представляли В.М. Бехтерев и А.С. Догель) к странам мира с предложением создать институты по изучению нервной системы. Вскоре на это предложение откликнулись Швейцария и Австрия, а в Германии и Франции уже существовали подобные институты.

Следует заметить, что еще в начале 1903 года В.М. Бехтерев задумал организовать институт для психологических и неврологических исследований и поделился своими замыслами с членами «Русского общества нормальной и патологической психологии», которые поддержали В.М. Бехтерева. Вскоре был образован «Организационный комитет», и началась активная работа по выработке устава будущего Института.

9 июня 1907 года Николай II рассмотрел дело «Об учреждении в С.-Петербурге Психоневрологического Института» и в Особом журнале Совета министров сделал запись «Согласен». Эта дата и стала официальной датой организации Института.

В отличие от зарубежных институтов, Психоневрологический Институт создавался не только как научно-исследовательское учреждение, но и как высшее учебное заведение. В.М. Бехтерев последовал принципу организации науки и высшего образования, заложенному еще Петром I в 1724 году при учреждении С.-Петербургской Академии наук и университета при ней.

Предполагалось, что Институт будет создан на частные пожертвования. Первая сумма в размере 50 тыс. рублей была внесена семьей Алафузовых, затем В.Т. Зимин пожертвовал на организацию Педологического института 52 тыс. рублей, помещики Скоропадские – 25 тыс. рублей на строительство клиники для лечения эпилепсии. В.М. Бехтерев за период организации Института вложил в его строительство около 30 тыс. рублей. Для обеспечения института материальными средствами был создан Попечительный совет, в состав которого были избраны как лица, оказавшие денежные пожертвования, так и лица, «способные принести особую пользу институту своими познаниями и общественным положением»: семья Алафузовых, В.Т. Зимин, М.П. и П.П. Скоропадские, граф А.Д. Шереметьев, граф И.В. Стенбок-Фермор, князь С.Н. Волконский, князь А.П. Демидов-Сан-Донато и др.

Организованный преимущественно на частные пожертвования, Психоневрологический Институт хотя и подчинялся Министерству Народного Просвещения, но мог позволить себе некоторые вольности: в него принимались лица обоих полов и любого вероисповедания, а также лица, окончившие не только классические гимназии, но и коммерческие и реальные училища, учительские институты и другие средние учебные заведения. Это позволило открыть доступ к получению высшего образования выходцам из разных слоев общества. В Институте был создан Основной факультет, обучение на котором было обязательным для поступивших на любой факультет, и продолжалось оно в течение 2 лет. Создавая Основной факультет, В.М. Бехтерев исходил из идеи, что для будущей научной и практической деятельности врача, педагога или юриста необходимо философское образование, которое позволило бы будущему специалисту «понимать взаимные связи и зависимости между отдельными научными дисциплинами». Изменения условий поступления и структуры образовательной программы были далеко не единственными новшествами, которые сопровождали организацию Института. В Институте впервые в России были созданы в 1907 году кафедры социологии, хирургической невропатологии, психотерапии, урологии, общественной и фабричной медицины, впервые в Европе стал читаться курс научно обоснованной наркологии, впервые в мире был открыт Противоалкогольный институт. Идея организации была столь привлекательной, что помочь в становлении Института решились лучшие научные силы столицы. Так, на Основном факультете курс социологии читали профессора М.М. Ковалевский и Е.В. де Роберти, общую психологию – профессор А.Ф. Лазурский, биологические основы сравнительной психологии – профессор В.А. Вагнер, психологию мифа и первобытных верований – профессор Д.Н. Овсянико-Куликовский, анатомию – профессор П.Ф. Лесгафт, всеобщую историю – профессор Е.В. Тарле, историю русской литературы – профессор В.М. Истрин, церковно-славянские языки – профессор И.А. Бодуэн де Куртенэ и т. д.

Слушателям Института предлагалось после окончания Основного факультета продолжать образование на педагогическом, юридическом, с 1911 года – на медицинском, а с 1915 года – и на зооветеринарном факультетах и химико-фармацевтическом отделении.

Несмотря на то что еще не был окончательно сформирован учебный план на 1907/1908 год и не было постоянного помещения для проведения занятий, все же было решено начать первые занятия в феврале 1908 года по общим предметам сокращенного курса Основного факультета с целью популяризации института, поскольку «русское общество еще недостаточно было оповещено об организации и задачах института». В связи с тем что чтение лекций предполагалось только в течение 3,5 месяцев (с 3.02. по 15.05.), было решено взимать плату за обучение в этом семестре всего 30 рублей, а не 100–150 рублей в год, как было намечено ранее в статье о доходах Института.

20.12.1907 г. было принято предложение проф. П.Ф. Лесгафта о найме помещения для чтения лекций в СПб Биологической лаборатории (Английский пр., 32). В этих помещениях ранее располагалась к этому времени уже закрытая Высшая Вольная школа. П.Ф. Лесгафт считал, что СПб Биологическая лаборатория сможет выделить для нужд Института 2–3 аудитории на 150–200 человек в вечернее время с 16 до 22 часов. Однако этот вариант оказался неудачным в связи с отдаленностью нанятых помещений от центра города, невозможностью проведения занятий в утренние часы, да и переоборудования аудиторий для целей Института. Поэтому уже через месяц (22.01.1908) было снято новое помещение – дом купца Груздева, на Невском пр. (д. 104), которое хозяин согласился на выгодных для Института условиях перестроить и оборудовать в интересах учебного процесса. В 1908 году на первый курс был принят 421 слушатель, в том числе 313 женщин. Надо отметить, что 36 слушателей из малоимущих семей за обучение не платили вообще.

Открытие курсов состоялось 03.02.1908 г. в Александровском зале СПб Городской Думы в присутствии большого количества гостей. С речами выступили профессора В.М. Бехтерев – «О задачах Психо-Неврологического Института», проф. В.А. Вагнер – «Сравнительная психология и ее задачи», проф. М.М. Ковалевский – «Задачи сравнительной истории учреждений» и проф. Е.В. де Роберти – «Задачи социологии». «Познать человека» – так В.М. Бехтерев сформулировал девиз Психо-Неврологического Института.

Второй прием слушателей состоялся в сентябре того же 1908 года. Было принято 479 человек, и занятия проводились уже на Невском пр., 104. В конце 1908 года курсы Института были преобразованы в факультеты, а слушатели стали именоваться студентами.

В первом же учебном году были организованы студенческие учебно-образовательные кружки: 1) научно-педагогический под руководством В.А. Вагнера, 2) историко-философский (рук. К.Ф. Жаков), 3) научно-литературный (рук. Д.Н. Овсянико-Куликовский), научно-литературный для реалистов (рук. Н.И. Коробко), позднее – кружок по изучению эсперанто (рук. И.А. Бодуэн де Куртенэ), литературный кружок имени Н.К. Михайловского (рук. С.А. Венгерова) и психологический (рук. А.Ф. Лазурский).

На первом курсе Основного факультета читались: 1) физика, 2) неорганическая химия, 3) геология, 4) общая биология, 5) анатомия, 6) физиология, 7) общая и экспериментальная психология, 8) логика, 9) история философии, 10) социология, 11) всеобщая история, 12) история русской литературы и 13) богословие.

На втором курсе Основного факультета преподавались: 1) высшая математика, 2) общее землеведение, 3) органическая химия, 4) общая биология, 5) анатомия и гистология нервной системы, 6) физиология, 7) психофизиология органов чувств, 8) сравнительная психология, 9) история философии, 10) история экономических учений, 11) статистика, 12) всеобщая история, 13) история всеобщей литературы, 14) история искусств и 15) история культуры.

На третьих курсах специальных факультетов – педагогического (словесно-исторического и естественно-исторического отделений), юридического и медицинского – читались такие предметы, как: 1) общественная психология, 2) общая психопатология, 3) антропология с этнографией, 4) анатомия и физиология детского возраста со школьной гигиеной, 5) психология детского возраста, 6) педагогическая психология, 7) история педагогических учений, 8) патологическая педагогика и 9) физиология и патология речи. Кроме того, на специальных факультетах читались все предметы, которые входили в учебные планы соответствующих факультетов правительственных университетов. В Институте было введено преподавание немецкого, английского, французского языков и латыни.

Первым деканом основного факультета был профессор А.Ф. Лазурский, секретарем – профессор Д.В. Фельдберг; деканом естественно-исторического отделения педагогического факультета – профессор В.А. Вагнер, секретарем – профессор Н.А. Орлов; деканом словесно-исторического отделения педагогического факультета – профессор Н.И. Кареев, секретарем – профессор Е.В. Тарле; деканом юридического факультета – профессор М.М. Ковалевский, секретарем – М.А. Рейснер; деканом медицинского факультета – академик В.М. Бехтерев, секретарем – профессор Ю.К. Белицкий.

В 1910 году в Институте началась организация студенческих землячеств: Вятского, Кавказского, Пермского, Петербургского, Прибалтийского, Самарского и Саратовского.

В.М. Бехтерев, задумывая Психо-Неврологический Институт, полагал, что для развития каждого научного направления в психоневрологии – психиатрии, неврологии, наркологии, педологии, криминологии и др. – должны быть созданы отдельные научно-вспомогательные учреждения, которые бы и образовали особую структуру нового Института. Так в 1907 году был организован Педологический институт, 24.01.1908 г. – Криминологический, в 1909 году – лаборатория экспериментальной психологии, 1. 09. 1910 г. – нервно-хирургическая клиника (во временном помещении на Большом пр. П.С. , д. 41), в октябре 1911 года – физиотерапевтическая клиника (Кузнечный пер., д. 14), Противоалкогольный Институт и т. д. Всего было организовано 15 научно-учебных вспомогательных учреждений. Для разработки генерального плана строительства Института был приглашен архитектор Высочайшего Двора Р.Ф. Мельцер. Ему помогали архитекторы С.С. Корвин-Круковский и А.И. Балинский.

В этом же 1910 году Правительством в распоряжение Института был предоставлен безвозмездно земельный участок в 30 000 кв. саж. за Невской заставой близ часовни Скорбящей Божьей Матери, и 1 октября состоялась закладка Главного здания Института, здания Экспериментально-Клинического Института по изучению алкоголизма и клиники для лечения больных эпилепсией. Уже в 1911 году строительство этих зданий было завершено, и в течение лета 1911 года Институт переселился из дома Груздева в собственные помещения. Экспериментально-Клинический институт по изучению алкоголизма, или Противоалкогольный Институт, как его именовали чаще, был единственным в мире институтом по изучению влияния алкоголя на организм. За организацию этого института Психоневрологический институт в 1911 году получил высшую награду на выставке в Турине. В 1913 году в Париже международный конгресс, рассматривавший вопросы борьбы с алкоголизмом, принял единогласно резолюцию о целесообразности превращения Противоалкогольного Института в международный исследовательский центр.

Осенью 1911 года, в связи с открытием приема на медицинский факультет, было зачислено уже 1142 студента. Тогда же началось строительство зданий психиатрической клиники, хирургической и нервно-хирургической клиник имени Н.И. Пирогова и Педологического института. Строительство поддерживалось не только частными пожертвованиями (Светлейшая Княгиня И.И. Паскевич пожертвовала 200 000 рублей на строительство нервно-хирургической клиники, профессор Ю.К. Белицкий – 12 000 рублей на оборудование клиники для лечения эпилепсии), но и государством (Министерство финансов на строительство и оборудование Противоалкогольного Института выделило к 1912 г. 325 000 рублей; Министерство Народного Просвещения – 28 000 рублей на строительство Педологического Института; Министерство Внутренних Дел – 35 000 рублей для строительства клиники для лечения эпилепсии).

Научная деятельность Института отличалась большой продуктивностью. Так в 1911 году учеными Института было опубликовано более 400 статей и докладов по различным вопросам, соответствующим основным задачам Института. За исследования в области рефлексологии в 1911 году Институт был награжден дипломом международной гигиенической выставки в Дрездене. В этом же году Институт начал издавать журнал «Вестник психологии, криминальной антропологии и педологии».

В 1911 году Институтом были впервые организованы и проведены «повторительные» курсы для врачей по психиатрии и невропатологии. Лекции о последних достижениях в названных областях читались ведущими специалистами-клиницистами в течение шести недель с 24 января по 5 марта. Прошли обучение 25 врачей. Были подготовлены программы подобных курсов и для врачей других специальностей, но разразившаяся в 1914 году война не дала осуществить этот проект.

К 1913/1914 учебному году, когда начались клинические занятия для студентов 4-го курса медицинского факультета, Институт пользовался для обучения студентов различными стационарами города: больницами Обуховской, Боткинской, Петропавловской, Св. Марии Магдалины, Св. Николая Чудотворца, психиатрической лечебницей доктора А.Э. Бари, приютом Братства во имя Царицы Небесной «для детей-идиотов и эпилептиков» и др. лечебными учреждениями города.

К концу 1913/1914 учебного года в преподавательский состав Института входили 75 профессоров, 41 преподаватель, 37 ассистентов и лаборантов.

Слушатели Института принимали активное участие в общественной жизни страны, о чем свидетельствуют сводки Департамента полиции. В Институте учились такие видные деятели революционного движения, как Л. Рейснер, Г. Рошаль, С. Нахимсон, П.Н. Березин, Ада Лебедева (после революции – комиссар социального обеспечения правительства Сибири) и др. Это привело к тому, что в 1912 году на всеподданнейшем докладе С.-Петербургского Градоначальника о революционных настроениях в среде студенчества против той его части, которая относилась к Психо-Неврологическому Институту, Николай II сделал собственноручную пометку: «Какая польза от этого института для России. Желаю иметь обоснованный ответ». Министр Народного Просвещения Л.А. Кассо представил доклад о противоправительственных настроениях студентов Психо-Неврологического Института с рекомендацией его закрыть. Совет Министров под председательством И.Л. Горемыкина 2 июля 1914 года рассмотрел доклад Л.А. Кассо и счел, что «подобная мера теперь, в период сравнительного успокоения, несомненно произвела бы крайне неблагоприятное в общественном мнении впечатление, тем более нежелательное, что институт содержится преимущественно на частные средства». На этом документе 28 июля 1914 года Николай II оставил свою резолюцию «Согласен». Через девять дней был подписан манифест о начале войны.

1914 год был особенно трудным для Института, поскольку в армию были призваны многие профессора и преподаватели Института и много студентов.

В зданиях Нервно-Хирургической клиники и Противоалкогольного Института были развернуты лазареты для раненых воинов на 545 кроватей. Выдающийся отечественный нейрохирург Л.М. Пуссеп и его коллеги сохранили жизнь многим тяжелораненым. Кроме того, были организованы Приют-ясли для детей призванных из запаса на 40 мест и самостоятельный лазарет имени Психо-Неврологического Института «для тяжелобольных нервных воинов» в помещении Физио-Терапевтической поликлиники (Кузнечный пер., д. 14). Институт принимал активное участие единовременными и ежемесячными взносами в организацию и содержание этапного лазарета имени Петроградских высших учебных заведений. Впоследствии был создан Психиатрический институт для лечения раненых воинов, страдающих психическими заболеваниями, а клиника нервных и душевных болезней была передана в 1916 году в ведение Татьянинского комитета (общественной организации, названной по имени покровительствовавшей ей Великой Княгини Татьяны Николаевны), занимавшегося беженцами.

В 1915 году, в связи со вскрывшейся крайней зависимостью от Германии в подготовке фармацевтов и снабжении медикаментами, Институт открыл химико-фармацевтическое отделение на 400 слушателей. Подобного учебного учреждения не было ни при одной высшей медицинской школе Петрограда, не существовало такового и в университете.

Весной 1915 года по предложению Министерства Народного Просвещения в Институте были проведены специальные курсы для подготовки студентов-медиков 5-го курса к обязанностям зауряд-врачей, студентов 4-го курса – к обязанностям помощников врачей, и в мае Институт выпустил в действующую армию 56 зауряд-врачей и более 200 помощников врачей. Кроме того, более 300 студентов были призваны на службу в действующую армию, многие попали на передовую и погибли.

В 1916 году после тщательной инспекции Министерством Народного Просвещения курсы при Психо-Неврологическом Институте наконец получили статус «Частного Петроградского Университета» с правами высших правительственных учебных заведений. Президентом университета был вновь избран В.М. Бехтерев. В этом же году 26 студентов медицинского факультета получили звание «Лекаря». Студенты других факультетов сдавали государственные экзамены при правительственном Петроградском Университете, многие из них сдали эти экзамены весьма успешно и получили возможность работать на постах адвокатов, педагогов, попечителей и т. п.

Весной 1917 года дипломы лекарей были выданы еще 81 студенту.

К 1918 году через Институт прошло около 12 000 студентов, среди них были: всемирно известный социолог Питирим Сорокин, кинорежиссеры Дзига Вертов и Абрам Роом, писатели и журналисты Лариса Рейснер, М. Кольцов, Исаак Бабель, дипломат А.Я. Аросев, врачи В.Н. Мясищев (директор Психоневрологического Института с 1939 по 1961), Л.М. Мариампольский (директор 2-го ЛМИ, затем заведующий отделом кадров Наркомздрава), Ф.Ф. Петров (директор 2-го ЛМИ, был членом военной коллегии по организации Красной Армии) и др.

В связи с развившейся в столице революционной ситуацией, 24.02.1917 г. Министр Народного Просвещения Н.К. Кульчицкий отдал распоряжение о закрытии Института. Это предписание до Института не дошло, так как «наступили дни февральской революции», а затем и октябрьской.

После революции 1917 года произошла (в 1919 г.) реорганизация высшей школы в Петрограде, и Психоневрологический институт стал только научно-исследовательским учреждением. В 1919 году из факультетов Второго Петроградского университета при Психоневрологическом институте (это название он получил в 1918 г.) был организован ряд высших учебных заведений: ныне Санкт-Петербургская государственная медицинская академия им. И.И. Мечникова, Санкт-Петербургская государственная химико-фармацевтическая академия и др. Лечебная же и научно-исследовательская работа продолжалась в Институте по актуальным направлениям психиатрии, неврологии, психологии, психотерапии, нейрохирургии и наркологии, и уже тогда для лечения и обследования в институт принимались пациенты всех возрастных групп: от детей до пожилых людей.

В 1925 году в связи с сороковой годовщиной профессорской деятельности В.М. Бехтерева Институту было присвоено имя его создателя, а в 1926 году институт был преобразован в клиническую больницу для больных психоневрологического профиля. Однако в 1932 году он вновь начал функционировать как институт, тем более что коллективу удалось сохранить все научные кадры. Исследования успешно продолжились

В период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. на базе Института функционировал эвакогоспиталь, а лечебная и исследовательская работа продолжалась и в условиях блокады Ленинграда.

В послевоенные годы сотрудники Института внесли весомый вклад в развитие ленинградской школы психиатров и невропатологов. В Институте успешно работали: Р.Я. Голант, Т.Я. Хвиливицкий, Е.С. Авербух, Р.Я. Вовин, Ю.Л. Нуллер, В.Н. Мясищев, Г.З. Левин, И.М. Тонконогий и многие другие. Именно Институт стал головным учреждением страны по возрождению клинической психологии, становлению психотерапии в нашей стране. В настоящее время Школа психотерапевтов Института им. В.М. Бехтерева является ведущей Школой в стране. В последние 10 лет возродилась работа Учебного центра Института. В нем осуществляется последипломная подготовка врачей по профилю Института в интернатуре, ординатуре, аспирантуре и на различного рода циклах. Об этом подробнее можно узнать на сайте института.

С 1993 года Институт – центр Всемирной Организации Здравоохранения по научным исследованиям и подготовке кадров в области психического здоровья. Научные контакты в исследованиях Институт поддерживает со многими ведущими научными зарубежными центрами, и поэтому не случайно на празднование 100-летнего юбилея Института в мае 2007 года собралось более 1000 специалистов из 36 стран мира.

В 2007 году к столетию института издана монография М.А. Акименко «Институт им. В.М. Бехтерева: от истоков до современности (1907–2007 гг.)»

Краткая информация и предисловие ]

Ознакомиться с книгой и приобрести её можно в библиотеке института (тел. 412-71-18).

E-mail: lib@bekhterev.ru

Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева — лидер рейтинга профильных научных журналов!

05.11.2024
Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева — лидер рейтинга профильных научных журналов! В Москве 28 октября 2024 года были подведены итоги конкурса и награждены победители I Всероссийского конкурса научных журналов для специалистов в сфере охраны психического здоровья. Онлайн-голосование врачей-психиатров, клинических психологов, научных сотрудников и преподавателей вывело Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М.Бехтерева в лидеры рейтингов по 3 номинациям! Журнал занял читать дальше →

Открыта подача тезисов для Всероссийского конгресса с международным участием “Психическое здоровье: от разнообразия феноменологии к концептуальному единству”

01.11.2024
С 01.11.2024 года по 15.02.2025 года открыта подача тезисов для Всероссийского конгресса с международным участием “Психическое здоровье: от разнообразия феноменологии к концептуальному единству”, который состоится 22-23 мая 2025 г. Правила подачи тезисов Тематика публикуемых тезисов должна соответствовать научной программе. В форме подачи тезисов необходимо: ● Указать в соответствии с пунктами: − Фамилии авторов работы с читать дальше →

25 октября 2024 года в Стратегической сессии «Особенности социального обслуживания лиц с психическими расстройствами» приняла участие Залуцкая Н.М.

30.10.2024
В Санкт-Петербурге 25 октября 2024 года в Стратегической сессии «Особенности социального обслуживания лиц с психическими расстройствами», прошедшей в рамках Международного форума «Старшее поколение», приняла участие ведущий научный сотрудник отделения гериатрической психиатрии, доцент, к.м.н. Залуцкая Н.М. В докладе «Психические и поведенческие расстройства у лиц позднего возраста, страдающих деменцией: социально-медицинские аспекты» Н.М. Залуцкая большое внимание уделила некогнитивным читать дальше →