Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии им. В.М. Бехтерева

150 лет назад, 4 сентября 1875 года (23 августа по ст. стилю), родился крупный отечественный психоневролог, один из основоположников петербургской школы детской психиатрии, профессор Адриан Сергеевич Грибоедов.

В 1899 году А.С. Грибоедов с отличием окончил Императорскую Военно-медицинскую академию и был оставлен по конкурсу для дальнейшего усовершенствования. Как и многие ученики академика В.М. Бехтерева, Адриан Сергеевич начал путь учёного с нейроморфологических изысканий. Его работа, посвящённая корковым потоотделительным центрам, была с большим вниманием встречена на научном собрании врачей Клиники душевных и нервных болезней.

С 1903 года А.С. Грибоедов всецело посвятил себя детской психиатрии, начав работать в специализированной клинике для детей-эпилептиков. Читал курс психопатологии детского возраста на Педагогических курсах при Санкт-Петербургском Фребелевском обществе и в Педагогической академии. С 1907 по 1914 год Адриан Сергеевич являлся ассистентом Клиники душевных и нервных болезней, руководимой В.М. Бехтеревым. С момента открытия Психоневрологического института вплоть до начала Первой мировой войны он — преподаватель лечебной педагогики. Будучи призванным на военную службу, все годы войны провёл во фронтовых условиях, занимая различные военно-врачебные должности.

А.С. Грибоедов – не позднее декабря 1923 г.

В 1918 году вернулся в Петроград, где заведовал кафедрой гигиены воспитания Государственного института медицинских знаний и был вице-президентом Психоневрологической академии. В том же году А.С. Грибоедов организовал Детский обследовательный институт — особое клиническое и научное учреждение, выполнявшее функции полипрофессионального диагностического центра для психически больных детей. Ему принадлежит заслуга организации одного из первых высших учебных заведений дефектологического профиля в нашей стране — Педагогического института социального воспитания нормального и дефективного ребёнка, в дальнейшем вошедшего в состав Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена. В 1930-е годы Адриан Сергеевич возглавлял кафедру детской психоневрологии в 1-м Ленинградском медицинском институте и руководил психоневрологическим отделом Ленинградского областного научно-исследовательского института охраны здоровья детей и подростков. С 1942 года А.С. Грибоедов находился в эвакуации в Пятигорске, не прекращая административной и исследовательской деятельности: Адриан Сергеевич стоял у истоков организованного в 1943 году Пятигорского фармацевтического института. Долгожданного возвращения в родной Ленинград профессор А.С. Грибоедов так и не дождался, не стало его 18 июня 1944 года.

Своеобразным интеллектуальным наследием академика В.М. Бехтерева были присущие Адриану Сергеевичу большая широта научных интересов и желание выйти за пределы узкоспециального мышления «психиатра-ремесленника». В трудах А.С. Грибоедова последовательно выдвигается тезис о целесообразности комплексного исследования психических расстройств детско-подросткового возраста в «их причинной зависимости от биологических и социальных факторов, от наследственных, эмбриональных и прижизненных влияний». Таким образом, учёный развивал и адаптировал к задачам детской психиатрии тот всесторонний и системный подход к изучению психики в норме и патологии, который разрабатывался академиком В.М. Бехтеревым под именем психоневрологии или паторефлексологии. Данная методология, противостоящая тенденции «подходить к ребёнку только с одной стороны», являлась предтечей биопсихосоциальной парадигмы в науках о психическом здоровье.

Важным практическим выводом из этой исходной теоретико-методологической установки учёного было признание необходимости разработки особой программы клинического исследования ребёнка, которая включала бы в себя наследственно-биологические данные, сведения о социальной среде, изучение соматической конституции, выявление уровня одарённости (интеллектуального развития), учёт успешности (успеваемости), оценку эмоциональной сферы личности и, что немаловажно, синтез всех полученных результатов. Такая программа, разработанная сотрудниками А.С. Грибоедова при его непосредственном участии, активно применялась в диагностическом процессе в ряде ленинградских детских психоневрологических учреждений.

Не утратили актуальности и сформулированные Адрианом Сергеевичем принципы педологической работы, в полной мере приложимые к современной деятельности специалиста в области детской психиатрии: целостности, научной объективности, динамичности и сравнительно-патологического изучения. Эти основополагающие постулаты остаются ориентирами в практике любого клинициста, занимающегося лечебно-диагностической и реабилитационной работой с детьми.

Перу А.С. Грибоедова принадлежит оригинальная генетическая, основанная на выделении различных механизмов возникновения, типология детской трудновоспитуемости — криминальности и асоциальности. Он был одним из первых, кто (совместно с М.Г. Дюковой) уделил внимание проблеме эндокринных расстройств у психически больных детей и подростков, классифицировав синдромы нарушений внутренней секреции и положив начало отечественной детской психиатрической эндокринологии.

А.С. Грибоедовым обоснована необходимость внедрения в педопсихиатрическую практику методов медицинской психодиагностики. При этом  Адриан Сергеевич справедливо подмечал ограниченность существовавших в ту пору диагностических средств, выявлявших лишь «степень понижения интеллекта, не характеризуя самого дефекта и его внутренних взаимоотношений». По существу, в преодолении этой ограниченности состоял намеченный учёным путь в развитии детской патопсихологии.

Терапевтическая позиция А.С. Грибоедова в отношении детей с нарушениями развития и расстройствами поведения (обозначаемыми в научной литературе раннесоветского периода как «дефективные»), которую следует признать весьма современной, состояла в развитии до возможного предела психических функций и компенсации дефекта «работой соседних функций».

Адриан Сергеевич стоял у истоков «педагогической консультации», т. е. консультативной психолого-психиатрической помощи, оказываемой специалистами педагогам и родителям в целях выбора наиболее оптимального образовательного маршрута детей, правильного комплектования классов, профилактики педагогической запущенности и поведенческих аномалий и т. д.

Как врач-гуманист А.С. Грибоедов настаивал на важности обязательного воспитания умственно отсталых дошкольников, подобного «всеобщему обязательному школьному обучению». Эта мера была направлена на раннее включение таких детей в оздоравливающую социальную среду и снижение рисков последующей стигматизации.

Работы Адриана Сергеевича отличало не только теоретическое новаторство, но и выраженная прагматическая направленность, а его разносторонние интересы активно развивались учениками и коллегами. Большой вклад А.С. Грибоедов внёс в подготовку профессиональных кадров, принимая участие в обучении ленинградских врачей-педологов, дефектологов и детских психиатров.

После разгрома педологии профессор А.С. Грибоедов в числе других учёных подвергся жёсткой и несправедливой идеологизированной критике. На долгие годы его труды были незаслуженно забыты. Наш современник, будь то психиатр, психотерапевт или медицинский психолог, найдёт в работах Адриана Сергеевича немало полезного, представляющего не только исторический интерес, но и непосредственную практическую и научную ценность.

Л.Р. Кадис,

психотерапевт Центра свт. Василия Великого