Совместный с Российским обществом психиатров, Министерством здравоохранения РФ и Минздравом Кировской области, Центром психиатрии и психического здоровья им. академика В.М. Бехтерева, а также Информационным центром по атомной энергии (ИЦАЭ-Киров) образовательный проект ВятГУ «От науки к практике» реализован на площадке Инженериума

Трехдневная программа включала в себя Всероссийскую научно-практическую конференцию с международным участием «Биопсихосоциальный подход В.М. Бехтерева в современной психиатрии: вехи становления, перспективы развития», цикл открытых лекций, выставку творческих работ «Странное искусство» людей с ментальными особенностями (организатор – АНО Аутсайдервиль). В мероприятиях приняли участие ведущие специалисты в области психиатрии из Кирова, Санкт-Петербурга, Москвы, Самары, Казани, а также Республики Казахстан.

О том, как психиатры ХХI века бережно хранят и развивают традиции, заложенные уроженцем вятской земли В. М. Бехтерев, как они научились внедрять новейшие диагностические методики психических заболеваний рассказал главный внештатный детский психиатр Минздрава России в Северо-Западном федеральном округе, доктор медицинских наук, профессор Игорь Макаров (Санкт-Петербург). Он стал гостем просветительского проекта «Лекции в Политехническом», который открыл свой десятый сезон интересной, жизненно важной темой «Психические расстройства у детей: эпидемия или гипердиагностика?»

Лекция ведущего специалиста в области детской и подростковой психиатрии вызвала огромный интерес. Многочисленную аудиторию слушателей составили педагоги, школьные психологи, клинические психологи, учителя, студенты-педагоги, логопеды, студенты-медики и даже мамы детей с психическими расстройствами. В центре внимания автора лекции стала стигматизация психиатрии и вытекающие из неё проблемы.

Не осталась без внимания и проблема аутизма у детей и подростков, актуальная в свете выявления все новых и новых заболеваний, приводящих порой к трагическим последствиям. Действительно ли началась в обществе эпидемия психических расстройств или речь идет о гипердиагностике?

Игорь Макаров отмечает, что проблема заключается лишь в изменении критериев аутизма в международной классификации болезней. У аутизма есть несколько направлений, и все они входят в категорию расстройств аутистического спектра. Изучив эти критерии, непрофессионалы начинают ставить диагноз ребёнку, исходя, допустим, только из пары признаков. Но истинную причину расстройств психического характера может найти лишь психиатр.

– Сейчас любой человек может поставить диагноз аутизма. Это привело к большому волнению в обществе, отчего пострадали те дети, которые действительно болеют аутизмом. Пострадали и другие: умственно отсталые, больные шизофренией – всё диагностируется под маркой аутизма, без дифференциации. 

Стигматизация психиатрии, неготовность родителей принять болезнь своего ребёнка часто приводят к неравенству в отношении детей с психическими расстройствами. Детям с диагнозом «аутизм» легче присвоить инвалидность, назначить тьютора в то время, как другим детям тоже нужна помощь. Смешение типов болезни, реформы в инклюзивном образовании приводят к тому, что человек с расстройствами не может стать полноценной ячейкой общества, а обычные дети, в свою очередь, не могут освоить программу в полном объеме.

Следует иметь в виду, что борьба со стигматизацией длительная. Должно пройти много лет, чтобы люди поняли значимость психиатрии и перестали прятаться от проблем.

В заключении Игорь Макаров ответил на вопросы слушателей и пожелал всем педагогам, психиатрам и психологам терпения и справедливого отношения к детям с разными психическими расстройствами.