Клинической базой подразделения является 4-е отделение лечения психических расстройств у детей

ИСТОРИЯ ОТДЕЛЕНИЯ

На протяжении многих лет отделение детской психиатрии (в прошлом – отделение детской невропсихиатрии, детская психиатрическая клиника, отделение детской нейропсихиатрии) является ведущим подразделением института в области помощи детям, страдающим различными психоневрологическими заболеваниями.

Изначально детское отделение входило в состав общего психиатрического отделения (лечебно-профилактический сектор института), рассчитанного на 50 коек и основанного в 1919 году, которым руководила заместитель директора по научной работе, заслуженный деятель науки, профессор Раиса Яковлевна Голант, но уже было обособленным и занимало пять палат. Таким образом, 1919 год (наиболее вероятно – осень этого года) стал датой появления детской психиатрической клиники Психоневрологического института им. В.М. Бехтерева.

Появлению отделения, как и других детских медицинских и воспитательных учреждений Петербурга – Петрограда предшествовала долгая и кропотливая работа В.М. Бехтерева и его учеников и соратников И.В. Маляревского, Е.Х. Маляревской, М.И. Маляревского, А.С. Грибоедова, К.И. Поварнина и др. В 1922 году общее психиатрическое отделение института было расширено до 80 коек, включая и детей, в 1927 году взрослое отделение было увеличено и могло принять 100 больных, при этом выделены сверх этого 25 отдельных коек для детей, а в 1932 году клиника института насчитывала 35 детских психиатрических коек. В последующие десятилетия коечный фонд отделения колебался в пределах от 35 до 45 мест, и в настоящее время стационар отделения детской психиатрии рассчитан на 40 коек для детей и подростков от 4 до 17 лет.

В 1927 году в детском отделении появился его первый непосредственный руководитель (тогда – заведующий) – Самуил Семенович Мнухин, который возглавлял отделение до 1950 года. С 1942 года Самуил Семенович руководил также и кафедрой психиатрии Ленинградского педиатрического медицинского института, которой бессменно заведовал до 1970 года. Фигура С.С. Мнухина стала краеугольным камнем не только для детской психиатрии Ленинграда, но и для страны в целом. При Самуиле Семеновиче продолжились начатые еще Р.Я. Голант исследования в области психоморфологического направления (изучались вопросы локализации нервно-психических расстройств в их возрастном аспекте).

Наряду с помощью стационарным больным в отделении появился и большой амбулаторный прием пациентов, что дало огромные возможности как в плане расширения границ научных исследований, так и в плане оказания помощи значительно большему, чем это было ранее, числу детей. Стали широко известны труды С.С. Мнухина в области эпилептологии об амнестически-афатических расстройствах, об олигофазии и типах аур, о клинико-физиологической классификации эпилепсии, что вылилось в докторскую диссертацию “О типах течения эпилепсии у детей”, защищенной им в 1939 году. В период блокады Ленинграда и в первые послевоенные годы появились научные труды С.С. Мнухина, посвященные психическим расстройствам у детей при голодании и тяжелом алиментарном истощении. В 1941 – 1942 гг. Самуил Семенович дополнительно исполнял обязанности заведующего приемным покоем клиники института, в 1942 году лично сопровождал эшелоны эвакуируемых душевнобольных, а в 1943 – 1944 гг. исполнял обязанности заместителя директора по научной работе Психоневрологического института им. В.М. Бехтерева, наряду с руководством детским отделением. В 1944 году С.С. Мнухину присвоено звание профессора. В последующие годы работы Самуила Семеновича Мнухина о клинике и течении резидуально-органических поражений головного мозга у детей и подростков, клинико-физиологической классификации умственной отсталости, периодических органических (диэнцефалопатических) психозах у подростков, о границах шизофрении у детей и другие принесли ему заслуженные почет и уважение многочисленных учеников и последователей. С полной уверенностью можно утверждать, что профессор С.С. Мнухин стал основателем современной школы детско-подростковой психиатрии Ленинграда.

С 1950 по 1952 год отделение возглавлял кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник Сергей Федорович Семенов. Тема кандидатской диссертации Сергея Федоровича – “О течении органической эпилепсии” (защищена в 1940 году). Основные труды С.Ф. Семенова в период работы в детском отделении были посвящены травматической эпилепсии у детей и взрослых. В 1952 году С.Ф. Семенов был переведен на работу в Рязань, а затем вскоре возглавил кафедру психиатрии медицинского института в Крыму, в 1954 году защитил докторскую диссертацию “Зрительные агнозии и галлюцинации при черепно-мозговых ранениях затылочной области”.

В дальнейшем С.Ф. Семенов являлся сотрудником Института социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского в Москве.

Также в течение относительно небольшого периода (с марта 1952 по октябрь 1953 года) отделение имело временно исполняющего обязанности руководителя, которым была сотрудница института, врач-психиатр Наталья Васильевна Опарина. Наиболее известными трудами Н.В. Опариной в области детской и подростковой психиатрии стали работы, посвященные деперсонализационным расстройствам в молодом возрасте, умственной отсталости, деменции Геллера (совместно с проф. С.С. Мнухиным), постинфекционным психозам и их отграничению от детских типов шизофрении.

С 1953 по 1970 год отделением руководил профессор Григорий Борисович (Борухович) Абрамович. В психиатрию детского возраста Г.Б. Абрамович пришел уже зрелым ученым, но еще не специалистом по детству – его докторская диссертация “Поздние психозы на почве алиментарного истощения” была защищена в 1949 году.

С момента прихода в детское отделение Григорий Борисович сумел быстро стать ведущим ученым института в области детской эпилептологии. Он был одним из пионеров использования математических методов для изучения ряда проблем эпилепсии. Под руководством Г.Б. Абрамовича были проведены исследования рефлекторного характера припадков, проведена типология эпилептических психозов у детей и подростков, изучены особенности их течения, дифференциальной диагностики и терапии. Большое внимание в этот период развития отделения стало уделяться диспансерному наблюдению за детьми и подростками с эпилепсией и органическим поражением головного мозга, а также разработке реабилитационных программ для них.

С 1970 по 2004 год отделение возглавлял Рэм Андреевич Харитонов. В 1970 году Р.А. Харитонов защитил докторскую диссертацию “Фокальная корковая эпилепсия у детей и подростков (клиническое и статистическое исследование)”. Основное направление научных работ сотрудников отделения в этот период логически связано с исследованиями всех предыдущих лет. Особое внимание уделялось комплексному клиническому, психологическому и электроэнцефалографическому изучению форм эпилепсии у детей в статике и динамике, возможностям противоэпилептической терапии, роли и месту эпилептических психозов в структуре других психических расстройств.

Наряду с работой над проблемами эпилепсии проф. Р.А. Харитоновым и сотрудниками отделения проводились также клинико-психопатологические и клинико-психологические исследования детей с органическим и резидуально-органическим поражением головного мозга, в частности, с психоорганическим синдромом, разрабатывались оптимальные схемы реабилитации этих больных.

С 2004 года отделение детской психиатрии возглавляет Игорь Владимирович Макаров. В 2005 году И.В. Макаров защитил докторскую диссертацию “Психотические расстройства у детей: эпидемиологические, клинические и социально-организационные аспекты”.

Проводимые в отделении исследования традиционно в первую очередь направлены на изучение клиники, динамики и возможности адекватной терапии при психических нарушениях у детей и подростков с резидуально-органическим поражением головного мозга и эпилепсией. Наряду с этим произошли и определенные изменения в составе пациентов отделения – значительно увеличилось количество больных с детским аутизмом, психозами, обсессивно-компульсивными расстройствами, синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

В настоящее время коллективом сотрудников особое внимание уделяется пониманию и дальнейшему развитию клинических воззрений и взглядов профессора С.С. Мнухина и созданной им школы детской психиатрии.

Основное направление научной деятельности

  • Состояния когнитивного дефицита у детей: осложненные формы, оптимизация терапии и реабилитации.

Научные исследования, проводимые сотрудниками отделения детской психиатрии, затрагивают разработку стандартов диагностики и прогноза состояний когнитивного дефицита у детей с сопутствующими психопатологическими синдромами, а также оптимизацию схем терапии и сопровождения этой группы пациентов.

Особое внимание уделяется исследованиюзадержек психического и речевого развития, атонической формы умственной отсталости (и ее дифференциальной диагностики с детским аутизмом),осложняющихумственную отсталость у детей и подростков нарушений поведения, специфического когнитивного дефицита при гиперкинетическом расстройстве (СДВГ), явлений патологического фантазирования, психической ретардации (регрессии), а также возможностей реабилитации данной группы пациентов.

Учебная деятельность

Сотрудники отделения принимают участие в проведении лекций и семинаров как в Санкт-Петербурге, так и при проведении выездных циклов в рамках деятельности образовательного отделения и отдела региональных программ.

Значимые научные труды последних лет

  • Незнанов Н.Г., Макаров И.В. УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ // Психиатрия: национальное руководство / Под ред. Т.Б. Дмитриевой, В.Н. Краснова, Н.Г. Незнанова, В.Я. Семке, А.С. Тиганова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.- С. 653-681. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25884630
  • Гасанов Р.Ф. ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СИНДРОМЕ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ. – СПб.: НИПНИ им. В.М. Бехтеева, 2009. – 174 с. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19548349
  • Макаров И.В. КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХИАТРИЯ ДЕТСКОГО И ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА. – СПб.: Наука и Техника, 2013. – 416 с.  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22523339
  • Макаров И.В. КЛИНИКА И КЛАССИФИКАЦИЯ ОЛИГОФРЕННЫХ ПСИХОЗОВ У ДЕТЕЙ // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 2014.- № 1-2.- С. 28-32. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21369575
  • Макаров И.В., Кравченко И.В. ПАТОЛОГИЧЕСКОЕ ФАНТАЗИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 2015.- Т. 115, № 5, вып. 2.- С. 3-7. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24249333
  • Макаров И.В., Емелина Д.А. НАРУШЕНИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ // Социальная и клиническая психиатрия. – 2017. – Т. 27, № 4. – С. 101-105. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30754321
  • Гасанов Р.Ф., Макаров И.В. РОЛЬ МОНОАМИНОВ У ДЕТЕЙ С ГИПЕРКИНЕТИЧЕСКИМ РАССТРОЙСТВОМ // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 2017. – Т. 117, № 11, вып. 2. – С. 88-91. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32301935
  • Емелина Д.А., Макаров И.В. ЗАДЕРЖКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ (АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР) // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. – 2018. – № 1. – С. 4-12.https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32850643
  • Макаров И.В., Автенюк А.С. ДИАГНОСТИКА ДЕТСКОГО АУТИЗМА: ОШИБКИ И ТРУДНОСТИ // Социальная и клиническая психиатрия. – 2018. – Т. 28, № 3. – С. 74-81. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35546152
  • Макаров И.В., Гасанов Р.Ф., Автенюк А.С., Емелина Д.А., Кравченко И.В., Марченко О.В., Третьякова Г.А. ПАТОГЕНЕТИЧЕСКАЯ ГЕТЕРОГЕННОСТЬ ГИПЕРКИНЕТИЧЕСКОГО РАССТРОЙСТВА У ДЕТЕЙ.  Методические рекомендации. Диагностика и лечение психических и наркологических расстройств. Сборник методических рекомендаций / сост. Н.В. Семенова, под общ. ред. Н.Г. Незнанова. – СПб.: Издательско-полиграфическая компания «КОСТА», 2018. – С. 126-144. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36895912
  • Макаров И.В., Кравченко И.В., Гасанов Р.Ф., Автенюк А.С., Емелина Д.А. СИНДРОМОКИНЕЗ ФАНТАЗИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ С КОГНИТИВНЫМ ДЕФИЦИТОМ. Методические рекомендации. – Диагностика и лечение психических и наркологических расстройств: современные подходы. Сборник методических рекомендаций / сост. Н.В. Семенова, под общ. ред. Н.Г. Незнанова. Выпуск 2. — СПб.: Издательско-полиграфическая компания «КОСТА», 2019. – С. 49-64. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42388321
  • Макаров И.В. ПСИХИАТРИЯ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА. Руководство для врачей / Под общей ред. И.В. Макарова. – СПб.: Наука и Техника, 2019. – 992 с. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36696981
  • Макушкин Е.В., Макаров И.В., Пашковский В.Э. РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ АУТИЗМА: ПОДЛИННАЯ И МНИМАЯ // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 2019. – Т. 119, № 2. – С. 80-86. DOI:10.17116/jnevro201911902180https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37133540
  • Емелина Д.А., Макаров И.В., Гасанов Р.Ф. МЕТОДИКА ВЫЗВАННЫХ ПОТЕНЦИАЛОВ ГОЛОВНОГО МОЗГА В ИССЛЕДОВАНИИ СПЕЦИФИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ РЕЧИ У ДЕТЕЙ // Социальная и клиническая психиатрия. – 2019. – Т. 29, № 2. – С. 104-111. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38196306
  • Макаров И.В., Пашковский В.Э., Фесенко Ю.А., Семенова Н.В. СОСТОЯНИЕ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ПСИХИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В СЕВЕРО-ЗАПАДНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ // Российский психиатрический журнал. – 2019. – № 6. – С. 16–24. DOI: 10.24411/1560-957X-2019-11950  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41535408
  • Макаров И.В., Автенюк А.С. ПСИХИЧЕСКАЯ АТОНИЯ У ДЕТЕЙ // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 2019. – Т. 119, № 7-2. – С. 83-90. DOI:10.17116/jnevro201911907283https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39819927
  • Гасанов Р.Ф., Макаров И.В., Емелина Д.А. КЛИНИКО-БИОХИМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТРЕВОГИ У ДЕТЕЙ С ГИПЕРКИНЕТИЧЕСКИМ РАССТРОЙСТВОМ // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. – 2020. – № 1. – С. 30-38. DOI: 10.31363/2313-7053-2020-1-30-38  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42757240
  • Гасанов Р.Ф., Макаров И.В., Емелина Д.А. КОГНИТИВНЫЙ ДЕФИЦИТ У ДЕТЕЙ С ГИПЕРКИНЕТИЧЕСКИМ РАССТРОЙСТВОМ // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 2020. – Т. 120, № 3. – С. 126-131. https://doi.org/10.17116/jnevro2020120031126https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42719838
  • Морозова Я.В., Смирнов В.Н., Макаров И.В., Емелина Д.А. Применение ядросодержащих клеток пуповинной крови в лечении регрессивного аутизма: клинический случай // Consortium Psychiatricum. – 2023. – Т. 4. – №4. – C. 39-47. doi: 10.17816/CP9300

Сотрудники отделения

Макаров игорь владимирович


Руководитель отделения Главный детский специалист психиатр Минздрава в Северо-Западном федеральном округе

[ подробнее ]

ГАСАНОВ РАУФ
ФАИКОВИЧ


Ведущий научный сотрудник, врач-психиатр

[ подробнее ]

ЕМЕЛИНА ДАРЬЯ
АНДРЕЕВНА


Старший научный сотрудник, кандидат медицинских наук, врач-психиатр

[ подробнее ]

КРАВЧЕНКО ИЛЬЯ ВЛАДИМИРОВИЧ


Старший научный сотрудник, врач-психиатр

[ подробнее ]

ПРОХОРЕНКО ЕКАТЕРИНА
СЕРГЕЕВНА


Младший научный сотрудник,
врач-психиатр, врач-невролог

[ подробнее ]

Контактная информация

Адрес: ул. Бехтерева, д. 3

Отделение детской психиатрии (4 отделение) – 5-й корпус, 1-й этаж

Руководитель отделения: Макаров Игорь Владимирович

Заведующая отделением: Боровикова Татьяна Юрьевна

Телефон: +7 (812) 670-02-34

Электронная почта: detibekhterev@mail.ru

Второй Всероссийский форум «Здоровые города для здоровых поколений. Психическое здоровье детей, подростков и молодежи», 13-15 ноября 2024 года

28.11.2024
Второй Всероссийский форум «Здоровые города для здоровых поколений. Психическое здоровье детей, подростков и молодежи», 13-15 ноября 2024 года В Перми 13-15 ноября 2024 года в рамках 30й юбилейной выставки «МедФарм 2024» прошёл второй Всероссийский форум «Здоровые города для здоровых поколений. Психическое здоровье детей, подростков и молодежи». Заместитель директора по научно-организационной и методической работе ФГБУ «НМИЦ ПН читать дальше →

С 25 ноября по 8 декабря проходит ежегодный Экодиктант

28.11.2024
С 25 ноября по 8 декабря проходит ежегодный Экодиктант Экодиктант – это ежегодный проект, направленный на формирование экологической культуры, популяризацию экологических знаний среди различных слоев населения, повышение уровня экологической грамотности в качестве меры по предупреждению экологических правонарушений и основной составляющей экологической безопасности. Это мероприятие проходит в онлайн-формате на портале https://экодиктант.рус/ а также на офлайн-площадках. В нем могут читать дальше →